Кто осуществляет надзор за судами

§ 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы

В ходе лишь современной правовой и судебной реформ законодатель решился на столь смелый шаг, шаг построения правового государства постепенно наделяет суды правом судебного контроля над святая святых (как это было в годы советской власти) — органами предварительного расследования и сужая, тем самым, полномочия прокуратуры в этом вопросе. И это правильно, на наш взгляд, так как суды работают в створе прозрачности и доступности общественному контролю, нежели органы прокуратуры, и в этом случае коллегиальность и многое другое, что свойственно судам, позволит избежать фактов произвола (по крайней мере, намного больше будет уверенность у пострадавших сторон в этом) и не справедливости, необоснованного привлечения невиновных к уголовной ответственности со стороны должностных лиц дознания и следствия и т.д.

Поэтому законодатель предусматривает систему органов, деятельность которых должна послужить барьером на пути этого произвола, а также помочь в исправлении ошибок, допущенных в ходе предварительного расследования. Законность предварительного расследования, по мнению О.В. Химичевой, предполагает, прежде всего, осуществление задач уголовного судопроизводства, предусмотренных в УПК, сущность которых заключается в том, чтобы обеспечить защиту личности, общества и государства от преступных посягательств путем их быстрого и полного раскрытия и в то же время оградить от необоснованного обвинения, осуждения, от не законного ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Для осуществления этих задач необходимы определенные условия, так называемые гарантии законности. К таким гарантиям можно отнести гарантии законности производства предварительного расследования уголовно-правового, административно-правового, уголовно-процессуального характера, а также контроль и надзор за действиями и решениями органов дознания и предварительного следствия на стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовных дел, который в российском государстве существует в трех формах: ведомственный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль.

Читайте также:  Строительный надзор нужно ли сро

Ведомственный контроль осуществляют орган дознания и начальник следственного отдела. Прокурор и суд соответственно осуществляют прокурорский надзор и судебный контроль. В целях эффективности контроля (надзора), как считает О. Химичева, необходимо, чтобы начальник следственного отдела, прокурор, суд каждый со своей стороны не подменяли бы друг друга в своей деятельности, а чтобы: начальник следственного отдела выступал руководителем своих подчиненных следователей; прокурор исполнял надзор за исполнением законов в этой стадии, а суд обеспечивал правильное применение норм права, охрану и защиту конституционных прав участников процесса.[18] Исходя из следственной практики прокурорский надзор и ведомственный контроль в данной области не всегда достаточно эффективен.

Что, касается прокурорского надзора, то практика показывает, что он участвует на всем протяжении предварительного расследования и судебного разбирательства. Это одно из важных рычагов воздействия и соблюдения законности органами дознания и предварительного следствия. В соответствии со ст. 31 УПК РФ он наделен достаточными правовыми средствами для того, чтобы обеспечить законность предварительного расследования по уголовным делам без постоянного и повседневного вмешательства в деятельность органа дознания или предварительного следствия, непосредственно не исправляя допущенные нарушения, не подменяя начальника следственного отдела или начальника органа дознания по руководству соответственно следователем и лицом, производящим дознание.

На практике широко распространено производство незаконных и не обоснованных процессуальных действий органами расследования, что рассматривается многими авторами, в том числе и Т. Моршаковой, как результат ненадлежащей деятельности прокуроров, которые не по всем делам выполняют предписания норм процессуального закона, и надзор которых за исполнением законов не отвечает своему назначению.[20]

В силу поверхностного изучения прокурорами, переданных им следователями уголовных дел с обвинительными заключениями, неправильная оценка собранных доказательств, подавляющая часть следственных ошибок по таким делам исправляется по инициативе судов. По данным О. Химичевой, при утверждении обвинительных заключений прокуроры не реагируют на неполноту произведенного дознания или предварительного следствия (так, например, по этому основанию судами возращено на дополнительное расследование 45 % дел); существенным нарушением уголовно-процессуального закона – 40 % дел; наличие оснований для предъявления нового или изменения ранее предъявленного обвинения – 10 %.

Читайте также:  Каковы полномочия органов государственного контроля надзора

В этой связи в юридической литературе предлагается осуществить замену прокурорского надзора судебным контролем. В виду выше сказанного, многие авторы предлагают ввести вместо прокурорского надзора институт следственного судьи, готовящего дело к судебному разбирательства путем собирания и предварительной проверки доказательств; прекращение судом производства по уголовному делу; продление сроков содержания под стражей и проведения следствия, а не Генеральным прокурором Российской Федерации и т.д.

Предложения по замене прокурорского надзора судебным контролем за правомерностью проведения ряда процессуальных действий (арест, обыск, прослушивание телефонных разговоров и т.д.) нашли реализацию на конституционном уровне (ст. 22, 23, 25 Конституции РФ), хотя некоторые положения Конституции либо частично реализуются на практике, либо вообще не реализуются (ч.2 ст. 22.).

Судебно-следственная практика и выводы ученых позволяют сделать единственный вывод на сегодняшний день о необходимости расширения судебного контроля, который обладает рядом преимуществ. Суд обладает особым правовым положением (ст. 29 УПК РФ), только он, а не кто иной наделен судебной властью; обладает большей независимостью от постороннего влияния при принятии решений по конкретным делам, строгая регламентация его деятельности, т.е. четкая процедура всех судебных действий предусмотрена в законе; отсутствует какое-либо начальствование и командование со стороны вышестоящих судов и должностных лиц; его деятельность базируется на основных конституционных, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных принципах судопроизводства.

Ни прокурорский надзор, ни ведомственный контроль этими чертами не обладают и есть большая уверенность в защищенности граждан от произвола отдельных лиц, производящих предварительное расследование или осуществляющих прокурорский надзор.

Кроме того, как отмечает И. Петрухин, — суд в отличие от прокурора, который руководя предварительным следствием, психологически не в состоянии преодолеть тенденциозность подхода к делу; не отвечает за раскрываемость преступлений и качество следствия, он не связан с обвинительной установкой и узко ведомственными интересами и поэтому способен наилучшим образом защитить права и свободы граждан, способствовать развитию демократии и законности.[21]

Читайте также:  Что такое феромонный надзор

Чтобы понять сущность судебного контроля, как одной из важнейших правовых категорий, определяющих роль суда в системе государственного

управления, а именно на досудебном производстве, необходимо рассмотреть мировой опыт.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector