Кто осуществляет надзор за сизо

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 76-ФЗ в статью 38 настоящего Закона внесены изменения

Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы

Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:

1) Федеральное Собрание Российской Федерации;

2) Президент Российской Федерации;

3) Правительство Российской Федерации;

4) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

См. Порядок организации контроля в уголовно-исполнительной системе по зональному принципу и рекомендации по ведению контрольно-наблюдательного дела территориального органа ФСИН России» (учреждения уголовно-исполнительной системы), утвержденные приказом ФСИН России от 28 августа 2010 г. N 378

См. Инструкцию об организации и проведении плановых проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб, утвержденную приказом Минюста РФ от 27 октября 2009 г. N 361

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:

1) Президент Российской Федерации;

2) Председатель Правительства Российской Федерации;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;

4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;

5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;

6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;

7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;

8) члены общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в пределах соответствующих территорий;

9) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий — учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений;

См. Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденное приказом ФСИН России от 28 ноября 2008 г. N 652

10) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации — в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 172, 173.1 -174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов или территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.

См. комментарии к статье 38 настоящего Закона

Заключенные, находящиеся в следственных изоляторах, пишут много жалоб как на действия следственных органов и судов, так и на действия администрации СИЗО. Бывает, что эти жалобы пишутся, как говорится, от нечего делать. Но нередко жалобы и заявления имеют под собой реальную основу — нарушение тех или иных прав заключенных. Поэтому важно знать, как правильно написать жалобу и в какую инстанцию ее адресовать.

Согласно ст. 17 ЗСПС, каждый заключенный имеет право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов (в том числе по вопросам нарушения их прав и интересов в СИЗО).

Прежде, чем жаловаться, необходимо точно знать, какие конкретно права имеют заключенные. Той же статьей 17 ЗСПС установлено, что заключенные, находящиеся в следственных изоляторах, имеют право:

  • получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
  • на личную безопасность;
  • обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и к лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время их нахождения на территории места содержания под стражей;
  • на свидания с защитником (причем свидания с защитником не ограничиваются ни количественно, ни во времени);
  • на свидания с родственниками и иными лицами (с разрешения лица либо органа, в ведении которого находится дело);
  • хранить при себе документы и записи, относящиеся к их уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов (в том числе Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УК [Уголовный кодекс Российской Федерации] , УПК, Правила внутреннего распорядка) за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
  • обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов (в том числе по вопросам нарушения их прав и интересов в СИЗО);
  • вести неограниченную переписку и пользоваться письменными принадлежностями (под цензурой администрации СИЗО);
  • получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;
  • на 8-часовой сон в ночное время (ночное время, согласно УПК, определяется с 22.00 до 6.00 местного времени), в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК (например, допрос арестованного может быть проведен и после 22.00, если промедление в получении и проверке показаний может привести к утрате доказательств, помешать задержанию соучастников, отысканию похищенного, пресечению новых преступлений);
  • пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;
  • пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, которые перечислены в Правилах внутреннего распорядка;
  • пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию в торговой сети;
  • пользоваться настольными играми;
  • отправлять религиозные обряды, иметь при себе религиозную литературу и предметы культа;
  • заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;
  • получать посылки и передачи;
  • на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;
  • участвовать в гражданско-правовых сделках;
  • получать и отправлять денежные переводы;
  • заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях;
  • приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету в магазине (ларьке) СИЗО (тюрьмы) или в торговой сети через администрацию СИЗО (тюрьмы);
  • подписываться на газеты и журналы и получать их;
  • при необходимости получать от администрации одежду по сезону, разрешенную к ношению;
  • трудиться (при возможности).
Читайте также:  Кто осуществляет государственный энергетический надзор

Существует определенный порядок направления жалоб, предложений и заявлений.

Все заявления, предложения и жалобы направляются через администрацию СИЗО. Необходимо помнить, что за направление заявлений и жалоб нелегальным путем заключенный может быть наказан.

Заявления, предложения и жалобы, направляемые в прокуратуру, суд, в том числе в Европейский суд по правам человека, органы государственной власти, Уполномоченному по правам человека РФ, уполномоченному по правам человека субъекта РФ, а также лицам (например, руководству ФСИН или депутатам), имеющим право контроля за местами содержания под стражей, цензуре не подлежат и должны направляться адресату в запечатанном конверте не позднее следующего дня с момента подачи [ЗСПС, ст. 21; Закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», ст. 19; ПВР, п. 94] .

Предложения, жалобы и заявления, направляемые лицам или органам власти, не имеющим права контроля за деятельностью СИЗО (и правоохранительных органов вообще), в том числе и защитнику, подлежат цензуре и должны направляться адресату в течение трех суток со дня подачи.

Если в заявлениях, предложениях или жалобах содержатся сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления или же составляющие государственную тайну, а также если они каким-либо образом зашифрованы, то они адресату не направляются, а передаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело [ПВР, п. 96] .

Правила внутреннего распорядка устанавливают, что, если в заявлении или жалобе по вопросам, не связанным с производством по уголовному делу, содержатся законные просьбы или предложения, которые могут быть разрешены на месте администрацией СИЗО, то с согласия подозреваемого или обвиняемого они адресату не направляются. В этом случае администрация принимает меры по разрешению вопросов, поставленных в жалобе или заявлении, и о результатах уведомляет заключенного. Если же администрация некомпетентна разрешить вопросы, поставленные в жалобе или заявлении, либо заключенный настаивает на их отправке адресату, они направляются по назначению. В этом случае к жалобе, заявлению администрация СИЗО прилагает письмо (справку), в котором дает пояснение по существу поставленных вопросов и мерах, принимаемых по их разрешению.

Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются лицам, их подавшим, под расписку и приобщаются к личным делам.

Безусловно, с полученных ответов можно снимать копии.

Как правильно написать жалобу?

Обращайтесь только письменно, указывайте в жалобе, кому она адресована, чего вы хотите добиться, в чем выражалось допущенное нарушение.

Всегда оставляйте себе копии заявлений, желательно с отметкой о вручении, с входящим номером и телефоном должностного лица, занимающегося вашим делом.

Никогда, кроме чрезвычайных случаев, не обращайтесь в следующую инстанцию, не получив ответа из инстанции нижестоящей (только если по прошествии 10 дней вы не получили письменного ответа).

Требуйте аргументированного письменного ответа, а если речь идет о возбуждении уголовного дела — копию постановления о его возбуждении или об отказе в возбуждении дела.

Несколько иначе подаются жалобы на действия следователя или дознавателя [Ст. 124 УПК РФ] . Они подаются непосредственно прокурору либо через следователя или дознавателя, на действия которых жалобы приносятся. Устные жалобы заносятся в протокол. Лицо (следователь или дознаватель), получившее жалобу, обязано незамедлительно направить ее прокурору. Однако принесение жалобы не приостанавливает совершения обжалуемого действия.

Полученную жалобу прокурор обязан рассмотреть в течение трех суток и уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения. В исключительных случаях допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток. В случае отказа прокурор обязан изложить мотивы, по которым жалоба признана необоснованной. Если прокурор отказался удовлетворить вашу жалобу, то вы имеете полное право обжаловать его действия вышестоящему прокурору.

Практически любое действие (или наоборот — бездействие) следователя, прокурора и органа дознания можно обжаловать и в суд. Порядок такого обжалования изложен в статье 125 УПК РФ.

Жалоба в суд может быть подана заявителем, его защитником или законным представителем.

Судья обязан проверить обжалуемые действия (бездействие) не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы. В судебное заседание по рассмотрению жалобы вызываются:

  • заявитель;
  • его защитник;
  • законный представитель, если он участвует в деле;
  • иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются;
  • прокурор.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.

Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, следователь, прокурор или судья.

Читайте также:  Технический надзор в строительстве что это такое

Не возлагайте на обжалование действий следователя, прокурора, дознавателя слишком больших надежд, поскольку тот, кому вы жалуетесь, чаще всего будет воспринимать вас как преступника, пытающегося избежать уголовной ответственности. Пишите жалобы кратко, убедительно, доказательно.

При обжаловании вышестоящему прокурору либо прикладывайте ответ на вашу первую жалобу (или его копию), либо прилагайте копию вашей жалобы, из которой будет видно, что прокурором отведенный для ответа трехдневный срок пропущен.

Обжалуйте действия следователя, дознавателя или прокурора в суд, не получив ответ в установленный законом срок.

Не только сам заключенный занимается защитой своих прав. Чтобы помочь добиться справедливости, в России имеется не только прокуратура или суд, но и другие органы. Несколько лет назад, например, был создан институт Уполномоченного по правам человека, к которому также можно обращаться за защитой. В министерстве юстиции и ФСИН также созданы специальные службы, занимающиеся контролем за правами заключенных.

В минюсте создан и функционирует отдел по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Отдел является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, организующим и осуществляющим ведомственный контроль за исполнением федерального законодательства и международных нормативных правовых актов по правам человека, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и координирующим данное направление деятельности других подразделений министерства. Управление подчиняется непосредственно Министру юстиции РФ.

Отдел взаимодействует со структурными подразделениями центрального аппарата минюста, аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, правоохранительными органами и иными заинтересованными ведомствами, общественными объединениями и организациями, деятельность которых связана с соблюдением прав человека.

В Федеральной службе исполнения наказания тоже существует отдел по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе. Он является структурным подразделением ФСИН.

Основными задачами отдела являются:

  • участие в контроле за созданием необходимых условий для соблюдения прав лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; осужденных к лишению свободы; сотрудников и работников учреждений и органов УИС;
  • обеспечение взаимодействия с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП);
  • участие во взаимодействии с делегациями Международного Комитета Красного Креста (МККК);
  • обеспечение взаимодействия с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека;
  • обеспечение взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
  • взаимодействие с российскими общественными правозащитными организациями в сфере совершенствования порядка соблюдения прав человека в следственных изоляторах, тюрьмах, колониях и других подразделениях УИС;
  • участие в организации и проведении федеральных избирательных кампаний в местах содержания под стражей УИС.

Кстати сказать, в каждом территориальном органе УИС введены должности помощников начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека.

Часто заключенные считают, что их, за тот или иной проступок, неправильно наказали. Как уже было сказано выше, жалобу можно направлять вышестоящему начальству, прокурору или в суд. Но направлять жалобы нужно строго по инстанции. Ниже, в таблице, изложен порядок направления жалоб по инстанции.

Последовательность обжалования наложенного взыскания:

Начальник следственного изолятора
УИС Прокуратура Суд
Начальник ГУФСИН (УФСИН, ОФСИН) области (края, республики в составе РФ)

Начальник Управления СИЗО и тюрем ФСИН

Директор ФСИН Калинин Юрий Иванович

Министр юстиции РФ Чайка Юрий Яковлевич

Председатель Правительства РФ Фрадков Михаил Ефимович

Надзирающий прокурор

Прокурор области (края, республики в составе РФ, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга)

Зам. Генерального прокурора РФ

Генеральный прокурор РФ Устинов Владимир Васильевич

Районный (городской) суд по месту нахождения следственного изолятора
Президент России Путин Владимир Владимирович

В такой же последовательности обжалуются не только взыскания, но и любые другие действия администрации СИЗО.

Надо знать, что существует ответственность для сотрудников СИЗО, чье обращение с заключенными и осужденными может быть названо бесчеловечным и жестоким. В Законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» статьи с конкретным указанием ответственности за бесчеловечное обращение, подобной статье 117, существовавшей в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР, нет. Вместе с тем сотрудники, являясь гражданами России, несут, как и все остальные граждане, уголовную ответственность за совершенные ими преступления. Так, например, за злоупотребление служебным положением или за превышение должностных полномочий сотрудник СИЗО, как и любое другое должностное лицо, может быть осужден на срок до 10 лет [УК РФ, ст.ст. 285, 286] .

Кроме того, заключенных часто интересует, может ли администрация СИЗО устанавливать какие-либо ограничения для заключенных на основании закрытых документов ФСИН или Минюста РФ. Не может, так как, согласно Конституции РФ [Конституция РФ, части 1 и 3 ст. 15, часть 2 ст. 55] , любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (в том числе и заключенного), не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. А поскольку Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, то все остальные законы и подзаконные акты, если они ей противоречат, не могут применяться, а в случае незаконного их применения такие действия могут и должны обжаловаться в суде.

Заключенным часто не ясно, что такое «моральный вред» и каким образом его можно компенсировать в случае, если он причинен незаконными действиями администрации следственного изолятора.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20.12.94 г., под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. д.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред может заключаться в:

  • нравственных переживаниях в связи с утратой родственников;
  • невозможности продолжать активную общественную жизнь;
  • потере работы;
  • раскрытии семейной, врачебной тайны;
  • распространении не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина;
  • временном ограничении или лишении каких-либо прав;
  • физической боли, связанной с причиненным увечьем;
  • ином повреждении здоровья;
  • заболевании, перенесенном в результате нравственных страданий;
  • унижающих человеческое достоинство действиях и др.

Если гражданину (в том числе заключенному) причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями (в том числе администрации СИЗО), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные обстоятельства.

Суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет:

  • подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
  • подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;
  • подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и п. п. 1 и 4 — 8 ч. 1 ст. 27 УПК РФ;
  • осужденный в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ;
  • лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, — в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры;
  • любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу. >>

юридические науки

  • Губеева Залия Амуровна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • Похожие материалы

    Прокурорский надзор это специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, которая реализуется от имени Российской Федерации, заключающаяся в проверке точности соблюдения Конституции РФ, исполнения законов, которые действуют на территории государства.

    Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере заключается не только в обеспечении предусмотренных законодательством России прав осужденных, лиц подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, но и требований защиты прав человека в сфере пенитенциарной политики, содержащихся в международных правовых актах.

    Важность прокурорского надзора за исполнением законов администрацией следственных изоляторов (далее СИЗО) определена, прежде всего, тем, что их деятельность основана на необходимости в определенных ограничениях прав граждан (в том числе личной неприкосновенности и свободы передвижения и др.).

    Возможностей отстаивания своих прав, у лиц, содержащихся под стражей гораздо меньше, чем у лиц, которые находятся на свободе, а возможность нарушения прав данной категории граждан со стороны сотрудников СИЗО, наоборот выше. В связи с этим, прокурорский надзор в таких случаях является действенной гарантией обоснованности и законности ограничения прав лиц, находящихся в следственных изоляторах.

    Сутью данного направления деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением законности деятельности администраций СИЗО, по исполнению соответствующих решений органов и должностных лиц уголовного судопроизводства.

    Согласно ч.1 ст.10 УИК РФ, государство охраняет и уважает права, свободы и законные интересы осужденных, а также обеспечивает личную защиту и правовую безопасность законность при применении средств исправления, а также при исполнении наказаний.

    Прокуроры во время проведения проверок законности в следственных изоляторах, обязаны обращать особое внимание на факты произвола, унижения человеческого достоинства, необоснованного применения мер дисциплинарного характера, жестокого обращения со стороны сотрудников СИЗО, а также на обеспечение гуманных условий содержания, и соответствующих минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Считаем весьма важным изучение прокурорами практики реализации в СИЗО социальных прав, пребывающих там граждан, таких как право на образование, общение с родственниками и т.д.

    Применение специальных средств относится к числу крайних мер, не соблюдение которых является грубым нарушением. Также, строго ограничено и применение огнестрельного оружия. В случае применения оружия сотрудником, администрация СИЗО немедленно обязана, уведомить надзирающего прокурора. После чего он проверяет законность и обоснованность применения оружия (проводя ознакомление с материалами и заключениями служебного расследования, которое обычно проводят сотрудники территориального органа уголовно-исполнительной системы).

    Повышенное внимание прокурор уделяет подразделениями специального назначения, созданных при региональных управлениях ФСИН, главной функцией которых является обеспечение порядка в СИЗО и исправительных учреждениях. Прокурор следит за тем, чтобы деятельность данных подразделений проходила в рамках законов.

    При проверке следственных изоляторов, выявляются различные нарушения закона (в том числе и по медико-санитарному и бытовому обеспечению подозреваемых). Следует отметить, что данные нарушения законодательства, носят систематический характер, что подтверждает проведенный анализ ежегодных докладов Генерального прокурора РФ. Кроме этого, в сотрудники СИЗО также часто нарушают законность, незаконно применяя к обвиняемым и подозреваемым специальные средства, неправомерно налагая на них дисциплинарные взыскания и т.д.

    Конечно, нарушения законности могут быть выявлены в процессе судебного или ведомственного контроля, но стоит отметить, что преимуществом прокурорского надзора является в его независимости от государственных органов власти. Например, надзорные функции суда реализуются только по инициативе заинтересованных лиц, по мере того, как поступают соответствующие материалы. Надзорная же функция прокурора отличается оперативностью, которая не нуждается в особой процедуре, обязательной для судопроизводства. Прокурор при необходимости может провести проверку внезапно, без предупреждения сотрудников СИЗО, для того, чтобы они не успели скрыть свои нарушения. Кроме этого, определены жёсткие сроки изучения органами прокуратуры писем, в которых указываются нарушения законности.

    Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности, возможен в тех местах, где невозможен судебный контроль. Кроме этого, особенности форм реализации надзорных полномочий наделяют прокуратуру возможностью проводить проверки, как по обращениям граждан, так и по собственной инициативе.

    Полноценная реализация Прокуратурой своих полномочий, вкупе с внутриведомственным, общественным и судебным контролем, способна обеспечить соблюдение законности в деятельности СИЗО уголовно-исполнительной системы России.

    Список литературы

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источники:
    http://index.org.ru/nevol/2006-7/07.html
    http://novainfo.ru/article/11581

Читайте также:
Adblock
detector