Кто осуществляет надзор за исполнение 115-фз

1. Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 — 10 настоящей статьи.

3. Предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции (далее — обязательные требования).

4. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки.

5. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований;

3) выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

6. Срок проведения плановой проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

7. Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать семь рабочих дней.

8. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на семь рабочих дней.

9. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, проводится органом государственного контроля (надзора) по согласованию с органом прокуратуры в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

10. Предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, не допускается.

11. Должностные лица органа государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать и обследовать используемые работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной территории, здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, обследовать технические средства, а также проводить необходимые исследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

Читайте также:  Технический надзор в строительстве что это такое

3) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований миграционного законодательства, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

12. В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

Проект Федерального закона N 582466-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях установления основ контроля (надзора) в сфере применения федерального закона» предусматривает внесение в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115- ФЗ изменений, направленных на установление правовых основ контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, необходимость внедрения действенных эффективных механизмов, которые позволили бы сосредоточить усилия на анализе рисков неисполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ также требуют Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В этой связи проектом федерального закона предусматривается формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга состояния исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также проведения контрольных мероприятий в названной сфере с учетом риск-ориентированного подхода.

Особенностями контроля (надзора) в вышеобозначенной области является осуществление контроля (надзора) несколькими федеральными органами государственной власти, государственным учреждением и Банком России при координирующей роли уполномоченного органа

Законопроектом устанавливаются полномочия органов контроля (надзора) по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. При этом проведение уполномоченным органом дистанционного мониторинга и передача его результатов органам контроля (надзора), государственному учреждению, Банку России позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований и одновременно позволит внедрить систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности со снижением административной нагрузки на бизнес и ориентированием проверочной деятельности на субъектов контроля (надзора) наиболее подверженным рискам отмывания денег и финансированию терроризма, что в свою очередь позволит качественно повысить эффективность и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность.

Предлагается порядок организации и осуществления контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также организации и проведения уполномоченным органом дистанционного мониторинга в названой сфере определить Президентом Российской Федерации и возложить на надзорные органы определение правил и критериев отнесения деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей к определенному уровню риска.

Таким образом, Риск – оценка, выставленная Росфинмониторингом в личных кабинетах субъектов закона №115-ФЗ в скором времени может стать решающим фактором при определении степени возможного нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за строительством дорог

Каким критериям должна соответствовать организация , осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, чтобы попасть под действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115 )? Какие еще органы, кроме Росфинмониторинга (РФМ), являются надзорными органами в сфере ПОД/ФТ ?

Чтобы определить подпадает ли организация или индивидуальный предприниматель (ИП) под действие ФЗ № 115, в первую очередь, нужно обратиться к самому ФЗ № 115, а именно к ст. 5 данного закона, в соответствии с которой к организациям , осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, (далее — субъектам ФЗ № 115 ) относятся:

  1. кредитные организации (КО);
  2. профессиональные участники рынка ценных бумаг (ПУРЦБ);
  3. страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  4. страховые брокеры;
  5. лизинговые компании;
  6. организации федеральной почтовой связи (Почта России);
  7. ломбарды;
  8. организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (ювелирные магазины, ювелирные мастерские и т.д.);
  9. организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме ( букмекерские конторы и лотереи) ;
  10. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (УК ПИФ);
  11. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (агентства недвижимости и риэлторы);
  12. операторы по приему платежей;
  13. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг);
  14. кредитные потребительские кооперативы (КПК), в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК);
  15. микрофинансовые организации (МФО в виде МКК или МФК);
  16. общества взаимного страхования;
  17. негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПФ);
  18. операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
  19. индивидуальные предприниматели (ИП), являющиеся страховыми брокерами;
  20. индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  21. индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (частные риэлторы).

Кроме указанных организаций и ИП к субъектам ФЗ № 115 в соответствии со ст. 7.1 ФЗ № 115 также относятся иные лица , которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  1. сдел ки с недвижимым имуществом;
  2. управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  3. управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  4. привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  5. создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу о рганизаций.

В частности, к таким лицам относятся:

  1. адвокаты;
  2. нотариусы;
  3. лицы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях ( консалтинговые, юридические и бухгалтерские компании ).
Читайте также:  Что является предметом надзора за исполнением законов

Отдельно в ст. 7.1 ФЗ № 115 выделяются в качестве субъектов ФЗ № 115 аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

В зависимости от вида организация фактически становится субъектом ФЗ № 115 с момента ( критерии отнесения к субъектам ФЗ № 115 ):

  1. Получения соответствующей лицензии (для ПУРЦБ, КО, УК ПИФ, НПФ и т.д.).
  2. Включения сведений о лице в специальный государственный реестр (для микрофинансовых организаицй (МФО).
  3. Вступления в специализированную саморегулируемую организацию ( СРО ) (для аудиторов).
  4. Государтсвенной регистрации в качестве юридического лица (для ломбардов, КПК, СКПК и т.д.).
  5. Присвоения организации или ИП соответствующих кодов ОКВЭД и внесения их в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для ювелирных магазинов, агентств недвижимости, лизинговых компаний и т.д.).
  6. Включения в Устав организации соответствующих видов деятельности, перечисленных в ст. 5 и 7.1 ФЗ № 115, которые организация вправе осуществлять (для ювелирных магазинов, агентств недвижимости, лизинговых компаний и т.д.).
  7. Фактического осуществления одного из видов деятельности , перечисленных в ст. 5 и 7.1 ФЗ № 115, в случае, если не требуется получать лицензию, вступать в СРО, отсутствия соответствующих кодов ОКВЭД или упоминаний о данном виде деятельности в Уставе организации.
  8. Присвоения специальной квалификационной комиссией, созданной при адвокатской палате, нотариальной палате и территориальном органе Министерства юстиций РФ субъекта РФ, соответствующего статуса (для адвокатов и нотариусов).

Указанные организации и ИП — субъекты ФЗ № 115 обязаны неукоснительно соблюдать требования законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ , в ином случае за невыполнение установленных требований они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ или лишиться специального разрешения ( лицензии или членства в СРО ), дающего им право на осуществление определенного вида деятельности.

ВАЖНО! Также обращаем внимание, что с учетом уже сложившейся правоприменительной практики, фактическое неосуществление субъектом ФЗ № 115 деятельности , указанной в ст. 5 и ст. 7.1 ФЗ № 115, не освобождает его от выполнения обязанностей , установленных ФЗ № 115.

Из п. 9 ст. 7 ФЗ № 115 следует, в случае отсутствия соответствующих надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, контроль за исполнением такими организациями требований ФЗ № 115 осуществляет Росфинмониторинг (РФМ).

Таким образом, в зависимости от вида организации надзорным органом в сфере ПОД/ФТ являются:

  1. Росфинмониторинг (для агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов платежей).
  2. Банк Роcсии (для МФО, КПК, СКПК, ломбардов, КО, в том числе банков, УК ПИФ, ПУРЦБ, НПФ, субъектов страхового дела).
  3. ФКУ «Пробирная палата России» при Минфине РФ (для представителей ювелирной отрасли, участвующих в обороте драгоценных металлов и камней).
  4. Роскомнадзор (для Почты России и операторов связи).
  5. ФНС России (для букмекерских контор и лотерей ).
  6. Прокуратура РФ (в соответствии со ст. 14 ФЗ № 115 надзор за исполнением ФЗ № 115 осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, что позволяет Прокуратуре РФ проводить самостоятельные проверки всех субъектов ФЗ № 115 параллельно контрольным мероприятиям указанных выше надзорных органов в сфере ПОД/ФТ).

Источники:
http://115zakon.ru/news-115/proekty_zakonov/predlagaetsya-vvesti-distantsionnyy-metod-nadzora-za-ispolneniem-subektami-trebovaniy-zakona-115-fz-/
http://podft-fz115.ru/articles/395365

Читайте также:
Adblock
detector