Кто осуществляет надзор за досааф

За девять месяцев 2012 г. в Российской Федерации зарегистрировано 20777 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет, в которых погибло 2472 человека, пострадало 29540 человек. Рост числа ДТП этой категории, а также количества погибших и пострадавших в них граждан в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 11,7%, 5,8% и 11,7% соответственно.

Увеличение числа указанных аварий обусловлено и ненадлежащей организацией обучения граждан вождению транспортными средствами.

Игнорируя требования законодательства о лицензировании образовательной деятельности, об образовании, подготовка автошколами водителей нередко проводится без соответствующей лицензии, а также с нарушением предусмотренных лицензией требований .

Прокуратуры Республики Башкортостан, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Ставропольского края установили, что нередко кандидаты в водители не проходят полный курс обучения, в частности вождение учащиеся отрабатывали не в полном объеме.

В связи с этим Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила прокурорам субъектов усилить надзор за исполнением организациями, осуществляющими подготовку кандидатов в водители транспортных средств, требований законодательства. При этом особое внимание будет обращено на полноту и эффективность выполняемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий при реализации функций государственного контроля в сфере соблюдения автошколами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

В свою очередь Министерство образования готовит письмо в Правительство с просьбой возродить проверки при лицензировании автошкол.

В прошедшем году более 1,7 млн граждан после обучения в образовательных организациях впервые получили право на управление транспортными средствами. При этом по вине молодых водителей (стаж вождения до3 лет) совершено 18% дорожно-транспортных происшествий, что на 10% превышает аналогичный показатель2012 года.
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о многочисленных нарушениях законодательства в деятельности образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств (автошкол).

Так, зачастую лица, не прошедшие в установленном порядке обучение в автошколах, допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление автомобилями.
Выявлены случаи внесения в свидетельства об окончании автошкол заведомо ложных сведений об обучении.
В Саратовской области в связи с фальсификацией 30 свидетельств об обучении граждан в автошколах расследуются уголовные дела по ч. 1 ст.327 УК РФ (подделка официального документа, предоставляющего права). Факты выдачи фиктивных свидетельств об обучении граждан в автошколах без его фактического прохождения имели место в Республике Бурятия, Забайкальском, Приморском краях, Амурской области.
Автошколы зачастую не имеют необходимых для ведения образовательного процесса помещений, оборудования, транспортных средств, площадок для занятий по практическому обучению. К примеру, в Республике Хакасия 4 автошколы осуществляли образовательную деятельность на одном автодроме и в одном помещении.

Читайте также:  Кто относится к органам государственного пожарного надзора

Установлены случаи использования автошколами автомобилей с внесенными в их конструкцию изменениями, не согласованными в установленном порядке, а также с неисправностями, в том числе такими, при которых эксплуатация запрещена (Кабардино-Балкарская Республика, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Липецкая, Томская области и другие регионы).

В большинстве автошкол не соблюдаются требования Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств. Количество часов, отводимых на занятия по обучению вождению, и длительность таких занятий существенно уменьшаются, что негативно влияет на формирование у обучающихся практических навыков и, как следствие, на обеспечение безопасности дорожного движения.
Привлекаемые к осуществлению образовательного процесса педагогические работники, включая мастеров обучения вождению, зачастую не отвечают предъявляемым квалификационным требованиям, в том числе к наличию и уровню профессионального образования.

Автошколами повсеместно нарушаются требования законодательства в части медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. К управлению транспортом допускаются учащиеся без медицинских справок о годности к вождению. Почти во всех регионах прокурорами выявлены случаи игнорирования автошколами требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров мастеров производственного обучения.

В Вологодской области директор одной из автошкол фальсифицировал путевые листы о прохождении инструкторами по вождению предрейсового медицинского осмотра путем проставления поддельного штампа медицинской организации. По материалам прокурорской проверки виновное лицо привлечено к уголовной ответственности.

Нарушаются права граждан при заключении договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере подготовки водителей, в такие договоры включаются условия, ущемляющие права потребителей соответствующих услуг. В Красноярском крае в одной из автошкол на учащихся неправомерно возлагалась обязанность вступления в члены Всероссийского общества автомобилистов, влекущая дополнительные О состоянии законности в указанной сфере Генеральная прокуратура РФ проинформировала Министерство внутренних дел РФ и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Читайте также:  Фитосанитарный надзор что это такое

Прокурорам субъектов Генеральная прокуратура РФ поручила усилить надзор за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения, принимать исчерпывающие меры, направленные на выявление и устранение нарушений законов в деятельности автошкол, недопущение получения права на управление транспортными средствами лицами, не прошедшими соответствующее профессиональное обучение.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

На сегодняшний день на территории Ульяновска и Ульяновской области функционируют 49 организаций осуществляющих подготовку водителей транспортных средств различных форм собственности, не считая мест дислокаций.

С ноября по декабрь 2011 года Комитетом проводился мониторинг автошкол. Целью данного мониторинга было обобщение информации о полноте реализации образовательных программ подготовки водителей транспортных средств, качество образования выпускников автошкол Ульяновска и Ульяновской области.

Мониторингом были охвачены все организации осуществляющие подготовку водителей транспортных средств на территории г.Ульяновска и Ульяновской области включая 80 фактических мест осуществления образовательной деятельности.

В ходе проведения проверок и мониторинга были выявлены типичные нарушения в деятельности автошкол: (можно подразделить на задачи проверок)

В части соблюдения условий ведения образовательной деятельности в соответствии с нормативами, предусмотренными лицензией учреждения

соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования при оказании организацией платных образовательных услуг;

установление соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным требованиям в части полноты реализации образовательных программ подготовки

За проверяемый период, было составлено 7 протоколов об административных правонарушениях из них:

Данные проблемы (нарушения) возникли у организаций осуществляющих подготовку водителей вследствие:

  • правовой безграмотности руководителей автошкол;
  • отсутствия квалифицированных педагогических кадров;
  • отсутствия контроля со стороны администрации данных организаций.

В ходе проведения внеплановых проверок с целью установления соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным требованиям в части полноты реализации образовательных программ подготовки), мониторинга с целью обобщения информации о полноте реализации образовательных программ подготовки водителей транспортных средств, качество образования выпускников автошкол Ульяновска и Ульяновской области было установлено, что ни одна из организаций не осуществляет должного контроля за организацией и ведением образовательного процесса, результатами сдачи экзаменов в ГИБДД, данный факт подтверждает отсутствие системы внутреннего мониторинга качества образования.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за радиочастотами

Система внутреннего мониторинга качества образования позволяет:

  • проследить динамику усвоения теоретической и практической частей образовательной программы;
  • оценить успешность сдачи экзаменов в ГИБДД;
  • определить перспективы, направления работы педагогического состава образовательного учреждения по повышению качества образования обучающихся;
  • своевременно осуществлять контроль за ведением делопроизводства;
  • вести учёт о необходимости пополнения и обновления материально-технической, учебно-методической и нормативно-правовой базы.

Понимая и осознавая сложность, новизну и актуальность данной работы, необходимость её выполнения, Комитетом проведена работа по разработке положения о мониторинге качества подготовки водителей, в которое было заложено:

  • понятия мониторинга и качества образования;
  • цели и задачи;
  • чётко описана организация и технология мониторинга.

Реализация данного положения и программы, в которой определены формы, сроки, порядок проведения мониторинга, поможет выстроить единую целостную систему функционирования внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

С целью устранения выявленных проблем Комитетом проводится комплексная работа по устранению выявленных нарушений в форме семинаров-совещаний, авторских мастер-классов, индивидуальной работы и другие формы работы с руководителями автошкол и работниками данных организаций.

Источники:
http://dosaaf-ro05.ru/novosti/generalnaja-prokuratura-rossiiskoi-feder.html
http://maash.ru/index.php?id=500&Itemid=134&option=com_content&view=article

Читайте также:
Adblock
detector