Кто осуществляет надзор за дорогами

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Правовое регулирование муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Бышков П.А.
В настоящей статье автором рассматривается модель муниципального законодательства, регулирующая контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Разбираются вопросы, связанные с предметом, порядком проведения, правами и обязанностями должностных лиц муниципальных образований, осуществляющих контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Проблема построения концептуальной теоретически обоснованной, эффективно действующей модели муници­пального контроля в настоящее время приобрела первосте­пенное значение. Задачу разработать законопроект о госу­дарственном и муниципальном контроле в целях повышения качества контроля и надзора, снижения давления на бизнес и минимизации рисков для безопасности граждан и государства поставил Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному собранию РФ в 2014 г.

В соответствии с Поручением Президента РФ от 04.01.2015 № Пр-13 Правительству РФ необходимо учесть в законопроек­те вопрос о разграничении контроля и надзора с оформлени­ем им отдельного статуса на разных уровнях власти.

Концепция законопроекта о государственном и муници­пальном контроле (надзоре) была подготовлена Минэконом­развития РФ в 2014 г. и дорабатывается в настоящее время.

Поэтому на доктринальном уровне представляется важ­ным установить и изучить специфику муниципального кон­троля как самостоятельного вида контрольной деятельности на уровне местного самоуправления, основанного на Консти­туции РФ и федеральном законодательстве.

В состав предмета муниципального контроля за обеспе­чением сохранности автомобильных дорог местного значе­ния могут входить несколько элементов. Как правило, органы местного самоуправления осуществляют проверку соблюде­ния юридическими лицами, индивидуальными предприни­мателями требований технических условий по размещению объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, рекламных кон­струкций и других объектов в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, а также соблюдения пользова­телями автомобильных дорог правил использования полос отвода и придорожных полос. Кроме того, немаловажным аспектом контроля является использование автомобильных дорог в части недопущения повреждения автомобильных до­рог и их элементов, проверка соблюдения пользователями автомобильных дорог, лицами, осуществляющими деятель­ность в пределах полос отвода и придорожных полос, правил использования полос отвода и придорожных полос, а также обязанностей при использовании автомобильных дорог мест­ного значения в части недопущения повреждения автомо­бильных дорог и их элементов. Дополнительно к этому, ор­ганы местного самоуправления могут осуществлять проверку соблюдения весовых и габаритных параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам местного значения, включая периоды временного ограничения движе­ния транспортных средств.

Следует особо отметить, что объектами муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения являются автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов, за ис­ключением автомобильных дорог федерального, региональ­ного или межмуниципального значения, частных автомобиль­ных дорог, здания, сооружения и иные объекты дорожного сервиса, расположенных на придорожных полосах автомо­бильных дорогах местного значения, рекламных конструкций, расположенных в полосе отвода и придорожных полосах ав­томобильных дорог, полос отвода и придорожных полос, ав­томобильных дорог местного значения.

Субъектами проверки являются юридические лица и ин­дивидуальные предприниматели, осуществляющие работы в полосе отвода автомобильных дорог и придорожной полосе, владельцы объектов дорожного сервиса, пользователи автомо­бильных дорог.

Формами контроля в сфере обеспечения сохранности ав­томобильных дорог местного значения чаще всего являются плановые и внеплановые документарные и выездные провер­ки соблюдения законодательства.

Юридическим фактом, являющимся основанием для на­чала проведения документарной проверки, является получе­ние специалистом, ответственным за проведение проверки, распоряжения о проведении документарной проверки от гла­вы муниципального образования.

Предметом документарной проверки будут являться сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающие их организационно-правовую форму, права и обязанности, до­кументы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми ак­тами, а также с исполнением предписаний и постановлений уполномоченных органов муниципального контроля.

Специалист, ответственный за проведение проверки, рас­сматривает документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении муниципаль­ного образования, в том числе уведомления о начале осущест­вления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты уже проведенных проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные докумен­ты о результатах осуществленного в отношении юридического

лица или индивидуального предпринимателя муниципаль­ного контроля.

Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения выездной проверки, является получение специалистом, ответственным за проведение проверки, рас­поряжения о проведении плановой выездной проверки от главы муниципального образования, а в случае внеплановой выездной проверки — решения прокурора или его замести­теля о согласовании проведения внеплановой выездной про­верки.

Специалист, ответственный за проведение проверки, выезжает по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предприни­мателя и (или) по месту фактического осуществления их де­ятельности.

Должностные лица уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местно­го значения, в пределах предоставленных полномочий имеют право:

— осуществлять проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;

— пресекать и предотвращать нарушения законодатель­ства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в установленном порядке;

— составлять по результатам проверок акты и представ­лять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющимися владель­цами, пользователями автомобильной дороги местного значе­ния, объектами дорожного сервиса;

— предъявлять гражданам, юридическим лицам, индиви­дуальным предпринимателям требования об устранении вы­явленных в результате проверок нарушений;

— получать от юридических лиц, граждан, индивидуаль­ных предпринимателей сведения и материалы о состоянии автомобильных дорог местного значения, объектов дорожно­го сервиса, в том числе документы, удостоверяющие право на различные формы владения, пользования, иные сведения и документы, необходимые для осуществления муниципально­го контроля;

— посещать в порядке, установленном законодательством, автомобильные дороги местного значения, объекты дорож­ного сервиса, в отношении которых осуществляется муници­пальный контроль, расположенные на них здания и сооруже­ния;

— обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, являющихся на­рушением законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и иных нормативных правовых ак­тов либо препятствующих осуществлению муниципального контроля, а также в установлении личности граждан, в чьих действиях имеются признаки нарушения законодательства в данной сфере.

Должностные лица уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, при проведении мероприятий по контролю обяза­ны:

— руководствоваться законодательством Российской Феде­рации, региональным законодательством, уставами муници­пальных образований и иными муниципальными правовыми актами;

— соблюдать действующее законодательство, права и за­конные интересы юридических лиц, граждан и индивидуаль­ных предпринимателей;

— принимать меры по предотвращению и устранению последствий выявленных нарушений законодательства об ав­томобильных дорогах и о дорожной деятельности в установ­ленном порядке;

— проводить профилактическую работу по устранению причин и обстоятельств, способствующих совершению право­нарушений в области законодательства в данной сфере дея­тельности.

При исполнении функции контролирующие органы местного самоуправления взаимодействуют с государствен­ной властью, а именно:

— органами прокуратуры по вопросам согласования про­ведения проверок;

— органами внутренних дел для оказания содействия при проведении проверок.

В случае выявления при проведении проверки наруше­ний юридическим лицом, индивидуальным предпринимате­лем требований федеральных законов, законов субъекта РФ и муниципальных правовых актов по вопросам обеспечения сохранности автомобильных дорог должностные лица, прово­дившие проверку, в пределах предусмотренных полномочий обязаны:

— выдать предписание юридическому лицу, индивидуаль­ному предпринимателю об устранении выявленных наруше­ний с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также дру­гих мероприятий, предусмотренных федеральными закона­ми;

— принять меры по контролю за устранением выявлен­ных нарушений, их предупреждению, предотвращению воз­можного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению без­опасности государства, предотвращению возникновения чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к юридической ответственности.

Составами административных правонарушений, выяв­ленных при осуществлении муниципального контроля за обе­спечением сохранности автомобильных дорог местного значе­ния, будут являться, например:

— нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства согласно ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ;

— нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги согласно ст. 11.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Необходимо заметить, что муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется в пределах установленных полномо­чий органов местного самоуправления. Он направлен на пред­упреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами и организациями, их руководителями и иными должностны­ми лицами, их уполномоченными представителями обяза­тельных требований, принятие предусмотренных законода­тельством РФ мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов и организаций по анализу и прогнозированию состояния исполнения обяза­тельных требований при осуществлении деятельности органи­зациями и гражданами.

Исследование практики местного самоуправления пока­зало, что на данный момент выделяют три основных направ­ления данного вида муниципального контроля. Во-первых, это проверка соблюдения требований технических условий по размещению объектов, предназначенных для осуществле­ния дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и других объектов в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог местного значе­ния. Во-вторых, проверка соблюдения пользователями авто­мобильных дорог, лицами, осуществляющими деятельность в пределах полос отвода и придорожных полос, правил исполь­зования полос отвода и придорожных полос, а также обязан­ностей при использовании автомобильных дорог местного значения в части недопущения повреждения автомобильных дорог и их элементов. В-третьих, проверка соблюдения ве­совых и габаритных параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам местного значения, включая периоды временного ограничения движения транс­портных средств.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 10 (89) 2015

Давая более развёрнутую характеристику органам, производящим государственный надзор за безопасностью дорожного движения в РФ следует указать на некоторые моменты, затрудняющие однозначно указывать сферу деятельности по осуществлению надзорно-контрольных функций, суть которых заключается в следующем: ещё при подготовке к проведению административной реформы было вынесено предложение разграничить полномочия между Ространснадзором и Госавтоинспекцией по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. При этом указывалось на дублирование данными ведомствами контрольной функции в области транспорта и предлагалось разграничить функции транспортного контроля и надзора в сфере международных автомобильных перевозок в зависимости от места осуществления данного вида контроля (например, контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и контроль на территории страны).

Таким образом, оба указанных ведомства исполняют функции государственного надзора за безопасностью дорожного движения, при этом, административным законодательством чётко определены полномочия данных ведомств в вопросах карательного свойства за совершённые дорогопользователями административные правонарушения.

Сейчас же кратко охарактеризуем эти государственные органы.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения Российской Федерации (ГИБДД РФ) — это уполномоченный орган государственного надзора, созданный и функционирующий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, целью деятельности которого является наблюдение за соблюдением правил, норм, стандартов в области дорожного движения, в процессе осуществления которого организуется и регулируется движение транспорта и пешеходов.

Органы управления и подразделения ГИБДД РФ образуют систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в которую входят: Главное управление ГИБДД МВД России; территориальные органы управления ГИБДД субъектов РФ; подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также, в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах; специализированные подразделения инспекции; научно-исследовательские учреждения ГИБДД и их филиалы; иные подразделения.

Начальник Главного управления ГИБДД РФ является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации.

ГИБДД осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в числе которых: соблюдение юридическими лицами, независимо от формы собственности, и иными организациями, должностными лицами, и гражданами РФ, иностранными гражданами законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья, имущества граждан; защита прав граждан и их законных интересов, а также интересов общества и государства.

Непосредственное выполнение вышеуказанных функций в сфере безопасности дорожного движения возлагается на отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел РФ, управлений (отделов, отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований, на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на сотрудников указанных подразделений ГИБДД, на которых возложены в установленном порядке эти обязанности.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Департамент ОБДД МВД России), является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, который обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Департамент выполняет функции федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.

Дорожно-патрульная служба (ДПС) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Основными задачами ДПС являются: сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

Подводя итог вышеизложенного, хотелось бы обметить, что ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и согласовательно-разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

Деятельность сотрудников службы ГИБДД МВД России нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его участникам, борьбой с административными правонарушениями в сфере дорожного движения, являясь основным инструментом осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения в Российской Федерации.

Другой орган — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта РФ и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ (в том числе международных договоров Российской Федерации) о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль).

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, государственный надзор за безопасностью дорожного движения в РФ производится, в абсолютном большинстве отношений, связанных с дорожным движением на территории РФ — ГИБДД РФ, часть таких отношений, связанных с международными перевозками находится под надзором Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ.

(ответ на вопрос участницы группы).

Уважаемая Людмила Викторовна, здравствуйте. Поздравляю Вас с праздником 8 Марта, желаю крепкого здоровья, долголетия, благополучия и удачи в жизни. По поводу Ваших вопросов сообщаю Вам информацию по контролю за дорогами.

1. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

2. К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

4. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

5. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

6. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из выше указанного следует, что ответственными за содержание автомобильных дорог являются их собственники (см. табл.1 и табл. 2).

В сфере дорожной деятельности Правительство РФ и Минтранс РФ осуществляют в основном нормативно-правовое регулирование вопросов использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Росавтодор, подведомственное Минтрансу РФ, осуществляет функции по реализации такого нормативно-правового регулирования, выступая органом, непосредственно организующим использование автомобильных дорог и осуществляющим дорожную деятельность в пределах своих полномочий.

Вид дороги> Орган, ответственный за его содержание
Дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации Органы государственной власти Российской Федерации
Дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Дороги, находящиеся в собственности поселения, городского округа и муниципального района Органы местного самоуправления

Рассмотрим, какой конкретный орган является ответственным за содержание дорог.

Вид дороги Орган, ответственный за его содержание
Федеральные дороги Росавтодор
Дороги местного назначения органы местного самоуправления- Администрации районов и администрации поселений
Городские дороги органы местного самоуправления- администрации районов и администрации поселений
Внутридворовые дороги ТСЖ, управляющая компания, собственники жилья, жильцы.

Так, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Кроме выше указанных органов также можно обратиться к следующим органам:

Источники:
http://pravo.bobrodobro.ru/14552
http://megalektsii.ru/s63551t7.html

Читайте также:
Читайте также:  Надзирает ли прокуратура за судами
Adblock
detector