Кто осуществляет надзор за башенными кранами

Руководство предприятия должно обеспечить содержание мосто- вых электрических кранов, съемных грузозахватных приспособлений и тары в технически исправном состоянии, а также создать условия для безопасной эксплуатации кранов путем организации освидетельствования, технического обслуживания и ремонта. Для этого на предприятии должны быть (п. 294 Правил): назначены лица, ответственные за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений и тары; назначен технический персонал для управления и технического обслуживания кранов; создана ремонтная служба и установлен порядок профилактических осмотров и ремонтов крана, съемных грузозахватных приспособлений и тары; установлен порядок обучения и периодических проверок знаний персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием кранов; обеспечено снабжение инженерно-технических работников Правилами и рукодящими указаниями по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а обслуживающего персонала — производственными инструкциями; обеспечено выполнение инженерно-техническими работниками Правил, а обслуживающим персоналом — инструкций.
Надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов на предприятии обеспечивает инженерно-технический работник, назначенный приказом по предприятию после проверки у него знаний Правил комиссией и выдачи соответствующего удостоверения. Если на предприятии эксплуатируется более 50 грузоподъемных кранов, то создается группа работников по надзору, для предприятий, имеющих до 20 кранов, работник по надзору назначается вышестоящей организацией. Этот работник может осуществлять надзор на нескольких предприятиях (п. 295 Правил).

Назначенный по приказу по предприятию работник по надзору за грузоподъемными кранами обязан (п. 296 Правил): – систематически осуществлять надзор за техническим состоянием И безопасной эксплуатацией кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать соответствующие меры по предупреждению несоблюдения правил безопасного проведения погрузочно-разгрузочных работ; при этом обращается особое внимание на соблюдение рекомендуемых способов строповки грузов, правильных приемов работы и условий личной безопасности стропальщиков, размеров проходов при укладке грузов, системы нарядов-допусков при техническом обслуживании и ремонтах кранов;
участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний машинистов, сигнальщиков, стропальщиков, слесарей, электриков, а также периодически проверять соблюдение порядка допуска их к работе;
проводить техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, вести учет и проводить освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений и тары; – контролировать наличие производственных инструкций у обслуживающего персонала, ответственных лиц за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и ответственных лиц за безопасное проведение работ по перемещению грузов кранами; – контролировать выполнение данных им предписаний и предписаний органов технического надзора, а также выполнение графиков периодических осмотров и планово-предупредительных ремонтов кранов, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и
тары.

Читайте также:  Чем отличается конституционный контроль от конституционного надзора

При наличии неисправности при нарушении требований Правил работник по надзору должен принять немедленные меры по устранению неисправности или запретить дальнейшую эксплуатацию крана. Мостовой электрический кран может быть остановлен и не допущен к дальнейшей эксплуатации в следующих случаях (п. 297 Правил): – при производстве работ неаттестованными машинистами и стропальщиками, а также, если не назначены лица, ответственные за исправное состояние крана и безопасное производство работ; – при эксплуатации крана с истекшим сроком технического освидетельствования; – при выявлении многочисленных неисправностей крана, свиде- тельс!вующих об отсутствии надзора за его техническим состоянием; – при наличии трещин в ответственных местах металлоконструкций, недопустимого износа крюка и канатов, неисправностях механизма подъема груза, его тормоза, ограничителя грузоподъемности и сигнальных приборов, а также при других неисправностях, угрожающих безопасной работе людей; – при невыполнении предписаний органов технического надзора.

от 22.12.15 в 06:32 версия для печати

Падение башенного крана в Омске в октябре этого года и другие подобные трагедии заставили федеральный Ростехнадзор выйти с предложением к правительству РФ о переводе башенных кранов из IV в более высокий, III класс опасности – тогда ведомство сможет включить такие объекты в свои плановые проверки. Всего же за осень в России произошли 4 трагедии с башенными кранами, в которых погибло не менее 10 человек.

Сейчас у Ростехнадзора нет прав проверять башенные краны до того, как с ними произошла авария. Еще одна возможность проверки – на основе чьей-либо жалобы, так как краны относятся к наименее опасному, IV классу опасности, в отношении объектов этого класса плановых проверок не ведется.

Объекты IV класса опасности являются единственными, в отношении которых не проводятся превентивные проверки, а вот объекты III класса планово посещают раз в 3 года. При этом до введения деления в 2014 году ведомство могло проводить проверки предприятий IV класса.

Читайте также:  Кто является органом надзора за работой бти

Всплеск увеличения числа аварий заставил Ростехнадзор задуматься об изменении законодательства.

– Без постоянных проверок эксплуатанты башенных кранов, конечно, разбаловались. То, что произошло, особенно в октябре, нельзя списывать на погодные условия. Это на 100% человеческий фактор, – считает Алешин.

Если же повышение класса опасности правительство сочтет ненужным, Ростехнадзор предлагает альтернативу – дать возможность своим инспекторам проводить рейды на краны, находящиеся в границах населенных пунктов.

При этом сами стройки, на которых, как правило, краны работают, Ростехнадзор проверять не будет – это обязанность муниципальных управлений Стройнадзора. По своей сути рейды аналогичны внеплановым проверкам, но не привязаны к контролю за уже выявленными нарушениями. Кроме того, их число не ограничено, и о них не надо заранее извещать прокуратуру и потенциального нарушителя.

В связи с участившимися случаями внезапных падений башенных кранов, возведенных с нарушениями требований безопасности, ведомство усилит надзор за строительными компаниями.

Статистика падения башенных кранов за последнее время наводит на мысли: надзор в этой области недостаточен — на 30% увеличилось число обрушений кранов за 2015 год. Буквально за полмесяца в разных регионах России подобных аварий произошло не менее шести, а падение такой громоздкой и сложной строительной конструкции, как башенный кран, всегда чревато жертвами — погибают рабочие, сами крановщики, случайные прохожие. Самая громкая трагедия произошла 26 октября в Омске, где на проезжую часть рухнул строительный кран, придавив две машины, в одной из которых ехала семья с детьми.

По словам главы Ростехнадзора Алексея Алешина, все эти падения невозможно списать на случайность, погодные условия или износ — почти во всех случаях ключевую роль сыграл человеческий фактор: невнимательность, халатность, ошибки при монтаже и в управлении. Ростехнадзор просит правительство разрешить рейды и проверки строительных компаний с целью исключения подобных ситуаций в будущем.

Читайте также:  Надзорная инстанция это какая инстанция

Кроме этого Алешин предлагает сменить класс опасности башенных кранов с четвертого на более высокий третий. Четвертый класс опасности, к которому в настоящий момент причислены строительные конструкции, считается низким классом, и исключает необходимость превентивных проверок. Также краны не входят и в перечень объектов, на которые эти проверки разрешены — совершать такие рейды Ростехнадзор может только на объекты, расположенные в особо охраняемых природных зонах или стратегически важные, например, железнодорожные составы.

Если правительство не одобрит инициативу повышения класса опасности башенных кранов, Алешин предлагает разрешить рейды и превентивные проверки на краны, стоящие в населенных пунктах.

Источники:
http://www.omskinform.ru/news/88927
http://www.centrattek.ru/novosti/1146/

Читайте также:
Adblock
detector