Кто осуществляет надзор за автошколами

Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила прокурорам субъектов усилить надзор за соблюдением законов автошколами.

Ведомство приводит удручающие статистические данные за прошлые годы. В 2013 году молодые водители (стаж вождения до 3 лет) совершили 18% от всех дорожно-транспортных происшествий – это на 10% превышает аналогичный показатель 2012 года. Количество начинающих водителей, ежегодно выезжающих на дороги страны, огромно. Так, в том же 2013 году автошколы выпустили более 1,7 млн граждан, получивших водительские права.

Прокурорские проверки регулярно выявляют многочисленные нарушения законодательства в деятельности автошкол.

Например, к сдаче экзаменов допускаются лица, не проходившие обучение в автошколах. Выявлены случаи внесения в свидетельства об окончании автошкол заведомо ложных сведений об обучении. В частности, в Саратовской области в связи с фальсификацией 30 свидетельств об обучении граждан в автошколах расследуются уголовные дела по ч. 1 ст. 327 УК РФ («Подделка официального документа, предоставляющего права»). Факты выдачи фиктивных свидетельств об обучении граждан в автошколах были зафиксированы также в Бурятии, Забайкальском, Приморском краях, Амурской области.

Автошколы нередко не имеют необходимых помещений, оборудования, транспортных средств, площадок для занятий по практическому обучению. К примеру, в Республике Хакасия сразу 4 автошколы осуществляли образовательную деятельность в одном помещении и на одном автодроме.

Установлены случаи использования автошколами автомобилей с внесенными в их конструкцию изменениями, не согласованными в установленном порядке, а также с неисправностями, в том числе такими, при которых эксплуатация запрещена (Кабардино-Балкарская Республика, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Липецкая, Томская области и другие регионы).

В большинстве автошкол не соблюдаются требования программ профессионального обучения водителей транспортных средств. Количество часов, отводимых на практические занятия, существенно уменьшается, что негативно сказывается на формировании у учеников водительских навыков. Как следствие, страдает безопасность дорожного движения. Педагогические работники, включая мастеров обучения вождению, зачастую не отвечают предъявляемым квалификационным требованиям, не имеют необходимого профессионального образования.

Повсеместно нарушаются требования законодательства в части медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. К управлению транспортом допускаются учащиеся без медицинских справок о годности к вождению. Почти во всех регионах прокурорами выявлены случаи игнорирования автошколами требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров мастеров производственного обучения.

Читайте также:  Для чего нужен технический надзор

Так, например, в Вологодской области директор одной из автошкол фальсифицировал путевые листы о прохождении инструкторами по вождению предрейсового медицинского осмотра – в документ проставлялся поддельный штамп медучреждения. По материалам прокурорской проверки виновник привлечен к уголовной ответственности.

Нарушаются права граждан и при заключении договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере подготовки водителей, в такие договоры включаются условия, ущемляющие права потребителей. В Красноярском крае в одной из автошкол учащихся незаконно обязывали вступить в члены Всероссийского общества автомобилистов, вовлекая их тем самым в дополнительные расходы, связанные с уплатой вступительных и членских взносов.

Генеральная прокуратура РФ проинформировала Министерство внутренних дел РФ и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки о состоянии дел в сфере автошкол, а также получила прокурорам субъектов усилить надзор за исполнением законодательства автошколами, принимать исчерпывающие меры для выявления и устранения нарушений, не допускать получения водительских прав лицами, не прошедшими соответствующее обучение.

Добавляйте наш сайт в «Мои источники» в Яндекс.Новостях

Контроль за процессом обучения вождению — это один из краеугольных камней политики государства в области дорожной безопасности. Ведь зачастую автошколы и частные автоинструкторы, в погоне за коммерческим успехом готовы превратить обучение вождению в сущую формальность, лишь бы клиент платил деньги. Совершенно очевидно, что подобную ситуацию нельзя назвать терпимой, т.к. автомобиль – это не только эффективное средство перемещения, но и техническое изделии повышенной опасности, неумелое использование которого ведет к авариям, катастрофам, серьезным материальным убыткам и, к сожалению, даже человеческим жертвам.


В нашей стране контроль качества обучения, помимо контрольных занятий в автошколах, осуществляется в ГИБДД. Только сдав квалификационный экзамен в этой организации, человек может рассчитывать на получение прав. В свою очередь экзамен можно сдать, только безупречно выполнив ряд стандартных водительских процедур под наблюдением инспектора ГИБДД. Совершенно очевидно, что по результатам этого экзамена довольно трудно судить, как сложиться водительская карьера экзаменуемого, и насколько он, сев за руль самостоятельно, будет опасен для себя и окружающих.

Читайте также:  Какие надзоры в прокуратуре

Кроме того, как известно, органы ГИБДД довольно часто обвинялись в том, что водительские удостоверения получают те лица, которые этого совершенно не заслуживают, а автоинспекторы нередко идут на должностные преступления, получают взятки и т.п. В силу этого, для устранения всех недомолвок, связанных с квалификационным экзаменом, в настоящее время вся процедура экзамена записывается на видео.

Не надо думать, что за рубежом контроль за подготовкой водителей организован на порядок лучше, чем у нас. Смотря, где и как. Безусловно, в азиатских странах, например, таких как Индия, ситуация с качеством обучения будущих водителей обстоит из рук вон плохо. Зато в европейских странах и США этот процесс отлажен на очень хорошем уровне.

Итак, Индия. Какова ситуация там? Даже с нашей с точки зрения, уровень подготовки водителей в Индии просто ужасающий. Дело в том, что индивидуальное обучение там доступно только элите общества, которая составляет менее одного процента населения. Курсы вождения очень дороги, и остальная часть желающих получить права большей частью обучаются у своих родственников или знакомых. После этого оплачивают экзамен в автошколе и получают права, выполнив несколько не самых сложных упражнений. Остальные права получать даже не пытаются, и ездят на свой страх и риск.

В Италии обучение вождению возможно у сертифицированного специалиста или обучения в автошколе. Количество часов практического вождения определяет сам учащийся. После того как он получит несколько уроков вождения, он может получить разрешение на вождение в сопровождении водителя с 10-летним стажем. Лицензия, причем незамедлительно, на право вождения выдается после сдачи теоретического экзамена и контрольной поездки по городу с автоинструктором.

ГИБДД: автошколы плохо готовят будущих водителей, но подготовлен план противодействия

Помните, мы недавно затрагивали тему о том, что переход на сдачу экзамена в ГИБДД без площадки может негативно сказаться на проверке знаний, которые даются в автошколах управлением по обеспечению безопасности дорожного движения? Смысл в том, что при экзамене в городских условиях невозможно стандартизировать итоговую проверку знаний, которые даются в многочисленных автошколах. Подробнее о возможной проблеме вы можете прочитать в нашем материале: Смягчат ли процедуру сдачи экзаменов на права в ГИБДД?

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за деятельностью судов

Увы, собираемая статистика далека от идеала. Качество подготовки водителей за последние годы серьезно ухудшилось, сообщают в ГИБДД. Причем отметил нехорошую тенденцию и привел в ее подкрепление реальные цифры не кто-нибудь, а начальник отделения экзаменационной работы ГИБДД России Николай Гиляков. Так, за три последних года, начиная с 2015, качество обучения снизилось: доля сдающих экзамен по теории с первого раза сократилась с 53% до 41%, площадки – с 59% до 44%. Более того, количество тех, кто по итогам экзаменов получил права, снизилось на 700 тыс. человек – с 1,9 млн до 1,2 млн. И это после всех предпринятых мер по модернизации отрасли. Результаты впечатляют (в отрицательном ключе).

Как же ГИБДД будет улучшать подготовку выпускников автошкол? Есть несколько вариантов комплексного решения:

1. Госавтоинспекция желает усилить контроль за автошколами. Это означает, что после проверки материальной базы автошколы у ГИБДД может появиться возможность проведения последующих проверок, по итогам которых первая коммерческая организация рискует лишиться лицензии при несоблюдении требований к материально-учебной базе для обучения.

Впрочем, мнение экспертов, как всегда, расходится с мнением властей. Они предполагают, что доп. проверки к улучшению ситуации не приведут и на качество обучения не повлияют.

Источники:
http://www.autopeople.ru/news/law/40217.html
http://www.1gai.ru/autonews/521674-gibdd-planiruet-rasshirit-kontrol-za-avtoshkolami.html

Читайте также:
Adblock
detector