Кто осуществляет надзор в области чс


Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление государственного надзора и контроля.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляют федеральные органы исполнительной власти (имеющие соответствующие полномочия по надзору и контролю в порученной сфере деятельности) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектом Российской Федерации.

МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организует и осуществляет надзор и контроль в порученной области во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора за соблюдением установленных требований по обеспечению промышленной, ядерной, радиационной, экологической и пожарной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, а также в области строительства, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в других областях, где несоблюдение специальных правил и норм может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются: проведение комплексных и специализированных проверок (инспектирования) территориальных и ведомственных подсистем РСЧС, участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, в организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.

Комплексные проверки деятельности территориальных подсистем РСЧС, создающихся органами исполнительной влати субъектов Российской Федерации, а также ведомственных подсистем РСЧС, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, проводятся в сроки и по программам, согласованными с проверяемыми органами исполнительной власти, и предусматриваются планами основных мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Общий порядок проверки деятельности территориальных подсистем РСЧС, звеньев территориальных подсистем РСЧС (образуются органами местного самоуправления), а также объектовых звеньев РСЧС установлен Инструкцией по проведению указанных проверок, утвержденной приказом МЧС России от 25.07.2000 г.
№ 399. Проверки, как правило, проводятся комплексно по всему перчню задач, возложенных на указанные подсистемы и звенья РСЧС, силами структурного подразделения МЧС России, осуществляющего контрольные функции, с привлечением представителей других структурных подразделений Министерства и заинтересованных федеральных органов исполнителей власти.


Основными вопросами комплексных проверок являются:


Состояние дел по всем вопросам проверки (или их отдельным элементам) оценивается одной из следующих оценок:

Указанной выше Инструкцией по проверке установлены соответствующие критерии этих оценок.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 712
«Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

22 апреля 2009 г., 5 июня 2013 г.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1418 настоящее постановление признано утратившим силу

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Председатель Правительства
Российской Федерации

1 декабря 2005 г.

Положение
о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 712)

22 апреля 2009 г., 5 июня 2013 г.

I. Общие положения

1. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций) осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 в пункт 2 внесены изменения

2. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее — органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций) в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

II. Порядок осуществления государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций

3. Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также настоящим Положением.

4. Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий:

Читайте также:  Какие есть надзоры в прокуратуре

а) организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

См. Административный регламент МЧС РФ исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный приказом МЧС РФ от 26 июня 2012 г. N 359

б) участвуют в рассмотрении проектов программ социально-экономического развития территорий, федеральных и региональных целевых программ, а также приоритетных научных и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

в) организуют и осуществляют проведение на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения комплексных проверок в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

г) взаимодействуют при осуществлении государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций с органами государственного пожарного надзора;

д) организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти;

е) информируют органы государственной власти и население о принимаемых и принятых мерах в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

ж) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

з) проводят анализ эффективности выполнения требований нормативных правовых актов в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

и) проводят анализ деятельности по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, разработке и внедрению показателей риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, разрабатывают предложения по повышению эффективности мер, направленных на совершенствование профилактической деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

к) осуществляют подготовку заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также по результатам проведения специализированной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

См. Административный регламент МЧС России по предоставлению государственной услуги по подготовке в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденный приказом МЧС России от 2 мая 2012 г. N 248

л) рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц.

5. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

III. Права и обязанности должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций

6. Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право:

а) осуществлять проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

б) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

в) выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

г) принимать участие в работе комиссий по установлению причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и комиссий по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасных объектов в эксплуатацию;

д) прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий и сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;

е) направлять органам, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, предложения о приостановлении действия лицензии на осуществление опасного вида деятельности в случае невыполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

ж) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций обязаны:

а) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

б) не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за арбитражными управляющими

в) осуществлять в ходе проведения мероприятий по надзору разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

г) соблюдать права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

д) не препятствовать представителям юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю присутствовать при проведении мероприятий по надзору, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

е) знакомить должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами проведения мероприятий по надзору;

ж) выполнять требования законодательства Российской Федерации, требования нормативных правовых актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

з) доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

и) осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

к) осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с другими надзорными органами и органами исполнительной власти Российской Федерации;

л) анализировать организацию работы в области защиты от чрезвычайных ситуаций на поднадзорных (подконтрольных) объектах;

м) выполнять иные обязанности по надзору в области защиты от чрезвычайных ситуаций, установленные законодательством Российской Федерации.

8. Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и функций.

9. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами.

10. Решения и требования должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для организаций и граждан.

11. Решения должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

12. Запрещаются любые воздействия на должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, препятствующие правомерному выполнению ими должностных обязанностей, или вмешательство в каком бы то ни было виде в их деятельность.

13. Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций назначаются и освобождаются от должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

14. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

15. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций в отношении специальных объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Государственный надзор осуществляется в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций имеют широкие полномочия, в частности, они имеют право проводить не только плановые, но и внеплановые проверки, а также готовить заключения по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также по результатам проведения специализированной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 50 ст. 5299

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1418 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 346

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Перечень обязательных требований

Распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности от 28 сентября 2018 №291-р «Об утверждении перечня нормативных правовых актов или отдельных их частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

Приложение 1 к распоряжению:

Раздел I. Федеральные законы

Наименование
и реквизиты акта

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за деятельностью судов

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается
при проведении мероприятий
по контролю

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований

Санкт-Петербурга , обладающие правами юридического лица

Пункт 3 статьи 11,

части 2 и 4 статьи 20

Раздел II. Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Наименование документа (обозначение)

Сведения
об утверждении

Краткое описание круга лиц
и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание
на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается
при проведении мероприятий
по контролю

Положение
о подготовке населения
в области защиты
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований
Санкт-Петербурга , обладающие правами юридического лица

Раздел III. Законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга

Наименование документа (обозначение)
и его реквизиты

Краткое описание круга лиц
и (или) перечня объектов,
в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание
на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается
при проведении мероприятий по контролю

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований
Санкт-Петербурга , обладающие правами юридического лица

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований
Санкт-Петербурга , обладающие правами юридического лица

Подпункты 6, 7 пункта 1 статьи 10

Распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности от 18.04.2019 № 105-р «Об утверждении Перечня органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга , подлежащих региональному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, с указанием категории риска».
Приложение к распоряжению Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности от 18.04.2019 № 105-р «Перечень органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга , подлежащих региональному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, с указанием категории риска».

Приказ Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности от 18.10.2018 №599-п «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности»

Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177;

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806;

Правила подготовки и представления докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 467;

Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489;

Методические рекомендации по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), одобренных подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 18 августа 2016 года № 6);

Методические рекомендации по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 09 сентября 2016 года № 7);

Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 № 470

Административный регламент от 30.08.2017 Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности по исполнению государственной функции по организации и осуществлению в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга , регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Санкт-Петербурге

Административный регламент от 15.11.2016 Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности по исполнению государственной функции по организации и осуществлению в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга , регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Санкт-Петербурге (утратил силу)

Правоприменительная практика

Обзор практики контрольно-надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности за 2018 год

Плановые проверки органов местного самоуправления Санкт-Петербурга

Сводный план проведения плановых проверок органов местного самоуправления Санкт-Петербурга на 2019 год в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

Сводный план проведения плановых проверок органов местного самоуправления Санкт-Петербурга на 2018 год в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

Сводный план проведения плановых проверок органов местного самоуправления Санкт-Петербурга на 2017 год в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

Источники:
http://base.garant.ru/188918/
http://zakon.gov.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/regionalnyj-gosudarstvennyj-nadzor-v-oblasti-chrezvychajnyh-situacij/

Читайте также:
Adblock
detector