Кто осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства

В настоящее время основным органом управления охраной труда является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Россини), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, социального страхования, условий и охраны труда, а также по ряду других направлений.

Минздравсоцразвитие России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в области безопасности (охраны) труда, которые закреплены за другими службами.

Формирование государственной политики в области охраны труда возложено на отдел политики охраны труда Департамента социальных отношений Минздравсоцразвития России.

Подразделения по охране труда созданы в органах исполнительской власти субъектов федерации и в территориальных подразделениях Минздравсоцразвития России.

Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль.

В настоящее время основными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда, являются следующие службы (федеральные надзоры):

1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Минздравсоцразвития России;

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;

3. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), подчиняющаяся непосредственно Правительству РФ;

5. Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор);

6. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Рассмотрим основные надзорные и контрольные функции указанных служб и органов.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также осуществляет проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности, анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике и ряд других функций.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (гигиенических санитарных норм и правил) и организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность санитарно-эпидемиологической службы России.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы и установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является самой крупной надзорной службой, ее полномочия очень широки и в равной мере касаются охраны труда, окружающей среды и чрезвычайных ситуаций. Служба является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, органом государственного энергетического надзора, уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. Надзорные и контрольные функции Ростехнадзора весьма обширны.

В области безопасности труда Ростехнадзор осуществляет надзор и контроль за безопасностью эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, сосудов под давлением, безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых, за правильность устройства и безопасность эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источником ионизирующих излучений.

В отличие от других надзорных служб Ростехнадзору предоставлено право принимать нормативно-правовые акты и осуществлять лицензирование работы предприятий и организаций в закрепленной за ним сфере деятельности.

Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией транспортных средств.

Перечисленные надзорные органы построены по территориальному признаку.

1) беспрепятственного доступа на подведомственные объекты;

2) на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации;

3) выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания: налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы;

4) приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Государственный надзор за исполнением трудового законодательства и иных правовых актов, расследование несчастных случаев на производстве в установленном порядке может осуществлять Прокуратура Российской Федерации. Решение по результатам прокурорских расследований принимают органы судебной власти (суды).

Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция). Одним из органов государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Роструде России. В подчинении Рострудинспекции находятся государственные инспекции труда субъектов РФ, местных органов исполнительной власти и Межрегиональные инспекции, которые создаются в составе территориальных органов по труду. Система инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности.

Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, льготы и компенсации, осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за исполнением судебных решений

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов.

На предприятиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небольшой численности работников) – инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы, в частности профсоюзные комиссии. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) трудового коллектива, которые осуществляют общественный контроль.

Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные.

Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями.

Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение).

Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного производственного участка, при этом контролируются на соответствие требованиям безопасности все виды оборудования, технологических процессов, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

2. Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.
3. Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Комментарий к статье 67
1. Из текста ч. 1 комментируемой статьи следует, что для осуществления государственного надзора и вневедомственного контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе должны быть созданы специальные органы, предусмотренные либо федеральными законами, либо иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Это означает, что основной функцией данных органов будет являться государственный надзор и вневедомственный контроль в данной области общественных отношений. Данным Законом предусмотрено образование федерального государственного органа управления государственной службой и государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации. Однако порядок образования этих органов Законом не определен. Логично было бы предположить, что осуществление контроля и надзора будет возложено на данные органы. Следует обратить внимание на тот факт, что в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закреплено правило, согласно которому функции контроля и надзора должны осуществляться отдельными органами — федеральными службами. Поэтому не исключено появление особого органа — федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе. Достаточно важным является вопрос о разграничении таких понятий, как государственный надзор и вневедомственный контроль. Законодательство не различает эти термины, но научное толкование их неодинаково. Государственный надзор ограничен проверкой законности и наблюдением без права вмешательства в деятельность государственных органов. Надзорные инстанции фиксируют нарушения и требуют их устранения от государственных органов. Органы вневедомственного контроля оценивают не только законность, но и эффективность (целесообразность) тех или иных решений. Поэтому не исключается возможность проверки законности применения законодательства о государственной службе и проверки его эффективности различными организационными структурами. Надзор за законностью мог бы осуществляться федеральной службой, а оценка эффективности и целесообразности — органами по управлению государственной службой. Средством государственного надзора должна быть возможность применения административных наказаний к руководителям государственных органов за нарушение законодательства. Так как надзор и вневедомственный контроль применяются к организационно неподчиненным субъектам, они могут быть гарантированы только административными, а не дисциплинарными мерами. Поэтому важным условием действенности государственного надзора в сфере государственно-служебных отношений выступает наличие мер административной ответственности за нарушение законодательства в этой области. Без необходимых изменений законодательства об административных правонарушениях эффективный государственный надзор невозможен.
2. Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе представляет собой проверку законности деятельности вышестоящими органами ведомственно подчиненных субъектов. Средством воздействия при обнаружении нарушений законности выступают дисциплинарные санкции, предусмотренные законодательством о государственной службе.
Предметом надзора Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров является единство применения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе и абсолютная определенность в толковании понятий, прав, обязанностей, ответственности.

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о Государственной гражданской службе РФ. Рассмотрение индивидуальных служебных споров.

1. Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.

3. Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ

Индивидуальный служебный спор

Индивидуальный служебный спор — неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Читайте также:  Что проверяют ветеринарный и фитосанитарный надзор

Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

1. Индивидуальные служебные споры (далее — служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее — органы по рассмотрению служебных споров):

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее — комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

5. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом.

6. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящего раздела, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

11. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.

12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

17. Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

2. Организационные основы муниципального управления.

Организационные основы муниципального управления.

Модели местного самоуправления в РФ

Формирование органов местного самоуп­равления связано с тем, что управление на местах часто бывает более эффективным, чем централизованное управление, так как местное население знает свои проблемы лучше всех. Следовательно, создание муниципальных орга­нов государственного управления происходит путем делегирования определенного перечня полномочий.

Читайте также:  Как обратиться в надзорную инстанцию

Все органы муниципального управления классифицируются по трем признакам:

1) механизму передачи определенных полно­мочий;

2) качеству переданных определенных полно­мочий;

3) количеству переданных полномочий.
Формирование муниципальных органов самоуправления может проводиться путем передачи конкретных полномочий с целью решения проблем местного населения. Законодательная база этого метода закреплена в Конституции РФ.
Передача полномочий может проводиться выборным путем из общего числа населения и путем выдвижения полномочных представителей от организаций в органы муниципального самоуправления. Разница между выбором из населения и выдвижением полномочных представителей заключается в том, что народные представители обладают правом владения и управления муниципальной собственностью тогда как полномочные представители от органи­заций не обладают таким правом. По уставу ор­ганов муниципального управления выбирается председатель (глава) муниципального органа, основная функция которого заключается в ко­ординации и общем руководстве органом. Ис­пользуя классификацию качества полномочий, органы муниципального управления наделяются исполнительными и контрольными полномочия­ми. В данном случае население вправе создать внутри муниципального органа самоуправления два комитета с соответствующими полномочи­ями и задачами. Кроме законного права фор­мирования комитетов по видам полномочий, население обязано выбирать представительный орган, члены которого будут представлять инте­ресы населения, принимать решения от имени населения. Представительный орган форми­руется методом прямого тайного всеобщего на­родного голосования. Избранные депутаты яв­ляются народными представителями, несут ответственность и вправе принимать решения в пределах своих полномочий. Количество пол­номочий, которыми наделяются муниципальные органы самоуправления, зависят от многих факторов: территориального расположения на­селенного пункта, социально-экономического уровня развития, наличия ресурсной базы и дру­гих факторов. Выбор модели местного само­управления полностью зависит от воли наро­да. Выделяют поселенческую модель, которая образовывается на основании сельских адми­нистраций, и районную модель самоуправ­ления.

Муниципальные образования в России: задачи, функции, полномочия

Муниципальные образования представ­ляют собой органы государственной власти, ко­торые формируются на трех уровнях управления. Высший орган муниципального управления фор­мируется на районном уровне, на втором уровне (промежуточном) формируется орган муници­пальной власти, объединяющий несколько насе­ленных пунктов. Низший уровень муниципальной власти создается в селе, в микрорайоне города.

Перед представителями муниципаль­ных образований в РФ поставлены следую­щие задачи:

1) улучшение качества жизни населения муни­ципального образования;

2) снижение уровня безработицы;

3) улучшение демографической ситуации;

4) формирование целевых программ по поддерж­ке населения во всех сферах;

5) привлечение инвестиций в муниципальное образование;

6) организация и проведение выборных меро­приятий;

7) поддержка малого бизнеса и предпринима­тельства;

8) оказание социальной помощи незащищен­ным категориям населения (инвалидам, участ­никам и ветеранам ВОВ, многодетным семьям и т.д.).

В зависимости от ситуации в конкретном муни­ципальном образовании задачи могут меняться с целью решения проблем и вопросов, возникаю­щих в процессе жизнедеятельности населения.

К функциям муниципального образова­ния относят деятельность по основным направлениям:

1) формирование программы по обеспечению развития территории муниципального обра­зования;

2) привлечение населения к процессу управле­ния муниципальным образованием;

3) контроль над соблюдением прав органа са­моуправления, его депутатов, основываясь на Конституции РФ, федеральных законах, уставах органов самоуправления;

4) контроль над использованием муниципальной собственности, управление местным бюджетом;

5) управление сферами и удовлетворение потре­бительских потребностей населения (комму­нально-бытовая сфера, социально-культур­ная, другие сферы).

Все задачи, функции и полномочия муници­пальных органов РФ государственной власти подчинены одной цели — созданию оптималь­ных условий для нормальной жизнедеятельно­сти человека на любой территории РФ.

В соответствии с поставленными задачами муниципальные образования имеют сле­дующие полномочия;

1) составление, реализацию и контроль над про­цессом реализации бюджета;

2) осуществление управленческой деятельно­сти муниципальной собственности;

3) управление жилищно-коммунальным хозяй­ством муниципального образования;

4) управление социально-культурной сферой;

5) контроль и оказание помощи в сфере здра­воохранения, транспортного хозяйства и др.

Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
http://www.zonazakona.ru/law/comments/art/416/
http://studopedia.su/20_47135_bilet-.html

Читайте также:
Adblock
detector