Кто осуществляет банковский надзор в рф

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков.

Банковское регулирование обычно предполагает формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.

· регистрацию и лицензирование;

· работу с проблемными банками;

Стратегическая цель банковского надзора заключается в своевременном реагировании на нарушения и негативные тенденции в деятельности кредитных организаций для нормализации, упрочения их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как каждого из них, так и банковской системы в целом.

Вопросы для самопроверки

· Охарактеризуйте банковскую систему и ее элементы.

· Назовите основные принципы банковской системы.

· Дайте понятие банковских операций.

· Что представляет собой банковская деятельность?

· Каков правовой статус Центрального банка РФ?

· Какие органы управления Банком России Вы знаете?

· Какова организационная структура Банка России?

· Что представляют собой взаимоотношения Банка России и органов государственной власти?

· Определите правовое положение кредитных организаций (банков).

· Какие бывают виды банков и небанковских кредитных организаций?

· В чем проявляются правовые основы организации надзора и контроля?

· Назовите виды банковского контроля.

· Что представляет собой система банковского надзора?

· Какова цель банковского контроля и банковского надзора?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. ЦБ РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций.

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем ЦБ РФ из числа членов Совета директоров.

Для осуществления своих функций ЦБ РФ в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по поводу полученной информации.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса РФ, для анализа экономической ситуации ЦБ РФ имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Для осуществления своих функций банковского надзора ЦБ РФ проводит проверки кредитных организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями ЦБ РФ в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители ЦБ РФ имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

ЦБ РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ может устанавливать следующие обязательные нормативы:

1) Минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за строительством дорог

2) Предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал кредитной организации;

3) Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (не может превышать 25% размера собственных средств кредитной организации);

4) Максимальный размер крупных кредитных рисков (крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных средств кредитной организации; максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных средств кредитной организации);

5) Нормативы ликвидности кредитной организации (отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов; отношение ее ликвидных активов и суммарных активов);

6) Нормативы достаточности собственных средств (капитала) Определяются как отношение размера собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;

7) Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

8) Минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (размер норматива использования собственных средств кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25% размера собственных средств кредитной организации);

10) Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) (указанный норматив не может превышать 50%).

В случае неисполнения в установленный ЦБ РФ срок предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов, ЦБ РФ вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации; замены руководителей кредитной организации; осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до 6 месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до 1 года, а также на открытие ею филиалов на срок до 1 года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации;

7) предложить учредителям кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

8) ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до 1 года.

Кредитная организация Не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение вышеуказанных нарушений, если со дня совершения истекло 5 лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее 6 месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Читайте также:  Технический надзор в строительстве что это такое

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя ЦБ РФ. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем ЦБ РФ в порядке, установленном ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Содержание

Организация банковского регулирования, надзора и контроля. 3

Регистрация и лицензирование кредитных организаций. 4

Инспектирование кредитных организаций. 7

Меры воздействия на кредитные организации. 14

Список литературы.. 19

Введение

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Тема данного реферата является достаточно актуальной в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их вкладчиками, кредиторами и акционерами. Поэтому государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

В данном реферате рассматривается деятельность коммерческих банков. Описывается регулирование и контролирование деятельности, регистрация и лицензирование, а так же инспектирование и меры воздействия на коммерческие банки.

В процессе работы были использованы Федеральные законы Российской Федерации, инструкции Центрального Банка и официальный сервер Банка России в интернете.

Организация банковского регулирования, надзора и контроля

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков.

Контролирование деятельности банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центробанк не управляет другими банками, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и по закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил ЦБ России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за банками с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у коммерческих банках необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две формы: дистанционный и контактный. В российском законодательстве эти формы банковского надзора не разделены, но тоже присутствуют.

Дистанционный надзор — наблюдение за деятельностью кредитных организаций, на основе представленных банковских и бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.). Контактный надзор — это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации.

Банковский надзор — это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий коммерческих банков законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

Объекты банковского надзора — это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности коммерческих банков. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Банка России на указанный надзор.

Регистрация и лицензирование кредитных организаций

В настоящее время действующим законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими и юридическими лицами. При регистрации коммерческого банка и согласовании изменений в его уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей ком. банка и их материально-техническому оснащению.

Читайте также:  Какая рекомендация фатф определяет полномочия надзорных органов

Решение о государственной регистрации коммерческого банка принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации коммерческих банков осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается после государственной регистрации. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Коммерческим банкам могут быть предоставлены следующие виды лицензий:

генеральная лицензия, предоставляющая право осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте, а также открывать в установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов;

лицензия на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях либо в рублях и иностранной валюте;

лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте (право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при условии устойчивости их финансового положения);

лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций — организаций инкассации;

лицензия (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами (золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Лицензия на право осуществления операций с драгоценными металлами может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление операций в иностранной валюте или после ее получения.

Уполномоченными банками на проведение операций и сделок с природными драгоценными камнями являются банки, действующие одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение банковских операций и лицензией на осуществление операций с драгоценными металлами (либо разрешения на совершение операций с драгоценными металлами).

При наличии лицензии на проведение банковских операций банк вправе совершать иные сделки, а также осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Коммерческий банк, ходатайствующий о расширении своей деятельности, должен иметь устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

Банковским законодательством предоставлено право в целях защиты своих законных интересов обжаловать в арбитражный суд решение Банка России об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии либо непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения, в том числе и об отказе в регистрации или выдаче лицензии.

Инспектирование кредитных организаций

Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для общества. Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все основания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руководителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рейтинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Источники:

http://mirznanii.com/a/1899/tsentralnyy-bank-kak-organ-bankovskogo-regulirovaniya-nadzora-i-kontrolya-za-deyatelnostyu-kreditnykh-organizatsiy

Читайте также:
Adblock
detector