Контрольно надзорные мероприятия что это такое

belchonock / Depositphotos.com

Минэкономразвития России разработало проект нового закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре. По замыслу ведомства закон должен, во-первых, заменить действующий ныне Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а во-вторых, стать основой для создания новой, «с нуля», отрасли законодательства. Проект 1 закона настолько тщательно проработан и скомпонован, что наименование «кодекс» подходит ему, кажется, больше.

Вся система контроля будет – по замыслу Минэкономразвития России – полностью переделана. Проверки – главная «валюта» текущей контрольно-надзорной деятельности – займут крайне скромное место в системе многочисленных мероприятий контроля и надзора, среди которых предложены и совсем экзотические.

Перечислим некоторые предложенные законопроектом новеллы:

Как вести себя во время проверок контролирующих органов, узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

1 С текстом законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/05-19/00091298).

Что случилось?

Хотя сами разработчики назвали свой документ законом, ему больше подходит название кодекса, ведь он охватывает целиком государственный и муниципальный контроль и надзор в Российской Федерации. В документе собраны все требования к надзорной деятельности, виды контрольных мероприятий, принципы, регламенты, права и обязанности организаций и ИП, а также проверяющих. Рассмотрим подробнее некоторые положения нового закона.

Вместо проверок другие виды контроля

Законопроектом МЭР предусмотрено существенное сокращение количества видов проверок, их место займут другие, более прогрессивные виды контрольных мероприятий. Некоторые из них в России еще не применялось. В частности, в перечень надзорных мероприятий войдут:

При этом рейды и контрольные закупки останутся и будут использоваться шире.

Надзор разделят

Некоторые виды надзора будут, как и сейчас, осуществляться в отдельном порядке. Под такое исключение попадают:

  • банковский надзор;
  • финансовый надзор;
  • акционерный надзор;
  • налоговый надзор;
  • оперативно-розыскные мероприятия;
  • надзор за соблюдением законодательства о рекламе (новое исключение).

Требования, оформленные законами СССР и РСФСР, а также актами Правительства РФ, министерств и ведомств, принятыми до 1 января 2021 года больше проверять не будут.

Термины и понятия

В проекте МЭР разделены контрольно-надзорные действия и контрольно-надзорные мероприятия. В частности, действиями названы процедуры, направленные на добычу доказательств и информации:

  • осмотр;
  • допрос;
  • отбор проб;
  • эксперимент;
  • отбор письменных объяснений.

Фактически действия являются частью мероприятий, которые как раз и являются самостоятельными процедурами:

  • проверка;
  • рейд;
  • контрольная закупка;
  • инспекционный визит;
  • выездное обследование.

Помимо этого законопроект предусматривает расширение профилактических надзорных мероприятий — инспекторы будут:

  • выдавать рекомендации;
  • осуществлять профилактические визиты.

Для тех, кто не допускает нарушений, будут предусмотрены меры поощрения за добросовестность.

Во всех надзорных органах сотрудники, задействованные в контроле, будут называться одинаково — инспекторы. Они должны будут носить форменную одежду при осуществлении надзорных мероприятий. Такие инспекторы получат право опрашивать свидетелей (очевидцев) на добровольной основе, но под подписку об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Представители проверяемого лица свидетелями быть не могут.

Читайте также:  На что распространяется государственный метрологический надзор

Инспектора можно отвести от проведения мероприятия по ряду причин. В том числе, если лично он пострадал от деятельности контролируемого лица (съел некачественный продукт, например).

Профилактика превыше всего

Законопроектом предусмотрено профилактическое сопровождение бизнеса по договору. Такой договор будет заключаться между контролируемым лицом и надзорным органом после проведения оценки соблюдения требования законодательства. В ходе сопровождения прикрепленный инспектор будет предоставлять организации или ИП рекомендации об оптимальном способе соблюдения обязательных требований. Будет законодательно закреплено субъективное усмотрение руководителя надзорного органа по вопросам профилактического сопровождения. То есть трактование законодательных норм и правил по-своему.

Также в законодательстве появится такое понятие, как профилактический визит. В ходе такого визита проверяющий инспектор сможет оценить ситуацию на месте и дать необходимые рекомендации. При этом ему будет запрещено выдавать предписания, а тем более наказывать организацию или ИП по итогам профилактического визита. Чаще всего такие визиты будут осуществляться к новым организациям и ИП — в течение первого года работы.

Документация и реестры

МЭР собирается собрать все виды надзора; они будут занесены в специальный реестр. Кроме того, все сведения о контрольных мероприятиях должны будут оперативно появляться в едином реестре проверок. Если на момент начала надзорного мероприятия информации о нем в реестре проверок нет — инспектора можно не пускать.

Для взаимодействия с надзорными органами у каждого ИП и организации появится собственный электронный личный кабинет на едином портале контрольно-надзорной деятельности. Через кабинет можно будет, в том числе, передавать документы в надзорный орган.

По результатам любого надзорного мероприятия инспектор должен будет выдать контролируемому лицу не только акт, предписание и протокол, но и рекомендации по соблюдению обязательных требований законодательства.

Роспотребнадзор (стенд)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Одним из основных начал становления и последующего развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации является закрепленный в Конституции РФ принцип свободы экономической деятельности, характеризующий ее как проявление личной свободы субъекта в сфере такой деятельности, в том числе и предпринимательства. В современный хозяйственный оборот вовлекаются все больше хозяйствующих субъектов, однако без эффективной системы контроля (надзора) невозможно полноценное развитие предпринимательства и, как следствие, всей экономики страны в целом. В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности контролю как одному из средств такого регулирования отведена значительная роль в следствие необходимости обеспечения, прежде всего, публичных интересов государства, а также защиты прав субъектов предпринимательства при осуществлении контрольных мероприятий. В этой связи можно утверждать, что проблема создания действенного механизма государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности представляет собой важную задачу государства.

В соответствии с требованиями к порядку организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержащихся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверок, административных процессуальных действий и иных мероприятий при проведении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка должны строго соблюдать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учитывая презумпцию их добросовестности, а при выявлении нарушений — обеспечить всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления (предписания), а также выявить причины и условия, способствующие совершению правонарушений, с последующим принятием своевременных, эффективных и оптимальных мер, направленных на их устранение.

Читайте также:  Что такое надзорное производство в прокуратуре

Необходимо учитывать, что положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к следующим мероприятиям:

1) При проведении административного расследования (при выявлении признаков административных правонарушений следует руководствоваться положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; см. также п. 10.6. Методических рекомендаций).

2) При расследовании причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений.

3) При осуществлении контроля за соблюдением обязательных требований на финансовом рынке.

4) При осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

5) Если не требуется взаимодействия органов Роспотребнадзора и проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов Роспотребнадзора (например, в случаях фиксации должностными лицами Роспотребнадзора фактов нарушений без взаимодействия с проверяемым лицом (с его представителями).

В 2011 году внесен ряд изменений, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

1. Ужесточены административные наказания за совершение административных правонарушений.

2. Увеличен срок давности исполнения постановлений по делу об административном правонарушении, уточнен порядок направления постановления по делу об административном правонарушении для принудительного исполнения.

3. Введена административная ответственность должностных лиц государственных органов за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

4. Дифференцирована административная ответственность за невыполнение законных требований и за воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль).

5. Изменен порядок применения временного запрета деятельности, срок рассмотрения судом дела об административном правонарушении, порядок досрочного прекращения исполнения постановления об административном приостановлении деятельности, определены действия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении после истечения срока административного приостановления деятельности

6. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, наделены полномочиями по обжалованию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей.

7. Изменены нормы административной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков на его основе

8. Уточнен перечень недопустимых доказательств по делу об административном правонарушении.

Статья 19.5 дополнена частью 16, предусматривающей ответственность за невыполнение в установленный срок предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Часть 2 статьи 28.3 дополнена пунктом 96 предоставляющим право составление названных протоколов федеральному органу исполнительной власти, осуществляющемусоответствующий контроль (надзор).

Кроме того, органы Роспотребнадзора в рамках установленных действующим законодательством ограничений и исходя из стоящих перед ними задач (в частности, в рамках мониторинга ситуации в регионе либо при подготовке к проверкам) могут осуществлять сбор необходимой информации из различных источников, а также использовать право обращаться к любым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, иным лицам с предложением предоставить необходимые сведения (добровольно). При этом нужно учитывать, что при данных правоотношениях (то есть вне рамок проверок, административных расследований и иных прямо предусмотренных действующим законодательством контрольных (надзорных) мероприятий) предоставление информации (сведений) является правом, а не обязанностью указанных лиц. Соответственно, они не могут быть привлечены к ответственности за ее непредставление, и в обращениях нельзя указывать на возможные меры ответственности за непредставление информации.

Читайте также:  Какие органы занимаются надзором за исполнением законов

Анализ принципов государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью позволил прийти к следующим выводам.

Во-первых, соответствующие принципы закреплены не только в ст. 3 Закона №294-ФЗ, но и в иных нормативных правовых актах, а также вытекают из общих начал действующего законодательства.

Во-вторых, принципы государственного контроля за предпринимательской деятельностью, которые положены в основу контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью, позволили классифицировать их на общие и специальные, используя в качестве критерия их универсальность. В том случае, если называемый принцип отражает не только контрольную деятельность уполномоченных органов власти, но и характеризует иную деятельность, он должен быть отнесен к общим принципам. Принципы, характеризующие исключительно контрольную деятельность, являются специальными.

В-третьих, все принципы государственного контроля за предпринимательской деятельностью тесно взаимосвязаны, они взаимодействуют между собой, дополняют друг друга и образуют единую систему принципов государственного контроля за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.

В-четвертых, в связи с назревшей необходимостью реформирования системы государственного контроля (надзора) предлагается следующая система принципов, которая должна быть положена в основу обновленной системы. К основным принципам, помимо публичных и частноправовых начал в регулировании предпринимательства, относятся общие принципы предпринимательского права: свобода предпринимательской деятельности и принцип законности. К специальным принципам, которые должны быть не просто положены в основу правового регулирования государственного контроля (надзора) за бизнесом как институтом предпринимательского права, а получить законодательное закрепление, предлагаю отнести:

принцип плановости и системности контроля и надзора;

принцип профессионализма и компетентности должностных лиц государственных органов;

принцип ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами органов контроля и надзора своих обязанностей и превышение ими своих полномочий;

принцип приоритета предупреждения правонарушения перед санкциями;

принцип разграничения контрольных и надзорных полномочий между государственными и муниципальными органами;

принцип поощрения добросовестных проверяемых субъектов, усиления контроля и надзора в отношении нарушителей;

принцип стимулирования субъектов предпринимательства к самостоятельной защите своих законных прав;

принцип подотчетности и прозрачности системы государственного контроля и надзора, а также принцип обеспечения беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности субъекта в ходе проведения в отношении него государственного контроля (надзора).

Источники:
http://ppt.ru/news/143311
http://05.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/w7Ci/content/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8

Читайте также:
Adblock
detector