Контрольно надзорные мероприятия что это

Государственный контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности классифицируется по различным основаниям: по времени его осуществления различают предварительный, текущий и последующий контроль; по методам осуществления контрольных проверок выделяют контроль по документам, отчетам, по отдельным жалобам и запросам, а также непосредственный контроль в виде плановых и внеплановых сплошных или целевых (по определенным вопросам) контрольных проверок.

Внутриведомственный контроль проводится исключительно силами и средствами аппарата государственного управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы. Масштабы этого вида контроля ограничены исключительно соответствующей отраслью или сферой государственного управления. Внутриведомственный контроль — одна из важнейших функций руководства вышестоящих органов исполнительной власти нижестоящими подчиненными организациями своей системы, зачастую он имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руководства.

Государственный контроль органов представительной (законодательной) власти на федеральном уровне осуществляется депутатами Федерального Собрания и формируемыми им органами, прежде всего Счетной палатой РФ и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Государственный контроль органов исполнительной власти включает в себя всесторонний общий президентский и правительственный контроль (контроль высших органов исполнительной власти) и надотраслевой функциональный контроль центральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) на федеральном уровне, а в субъектах РФ — губернаторский и правительственный контроль, а также функциональный надотраслевой контроль министерств и ведомств соответствующего субъекта Федерации.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного с субъектами Федерации ведения, — также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

В суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия реализации гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Виды и формы надзорной деятельности государства

Надзорная деятельность государства включает в себя несколько конкретных видов государственного надзора: во-первых, функциональные виды отраслевого государственного надзора; во-вторых, некоторые разновидности всеобщего межотраслевого государственного надзора.

К разновидностям всеобщего межотраслевого государственного надзора относятся прокурорский надзор за исполнением законов и многие виды административного надзора, осуществляемого различными структурами МВД РФ, полицией и некоторыми другими правоохранительными органами.

Предметом общего надзора прокуратуры является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов; соблюдение всеми перечисленными субъектами, а также органами управления и руководителями всех коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные контрольные и надзорные органы, контролирующие соблюдение установленных определенных правил, прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель могут объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности (в том числе административной) в установленном законом порядке.

Протест прокурора приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. До его рассмотрения протест может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Административный надзор, осуществляемый разными структурами МВД РФ и некоторыми другими правоохранительными органами, имеет много своих разновидностей.

Различные виды административного надзора органов внутренних дел связаны с административной деятельностью милиции и выступают средством ее осуществления: надзор за соблюдением правил паспортной системы, разрешительной системы, надзор за соблюдением правил поведения граждан в общественных местах, а также массового скопления людей (места отдыха, торговли, места скопления людей для проведения митингов, демонстраций, проведения различных форм протестных действий и т.д.).

Для обеспечения исполнения уголовных наказаний в соответствующих учреждениях Министерства юстиции РФ осуществляется надзор за осужденными, отбывающими уголовное наказание.

Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды

Тесная взаимосвязь между различными видами контроля и надзора в организационном плане используется государством двояким образом: во-первых, в форме целевого объединения различных видов контроля и надзора для комплексного обеспечения правопорядка в той или иной области государственного регулирования общественных отношений. Во-вторых, в форме закрепления в компетенции некоторых контрольно-надзорных органов интеграции в их исполнительной государственной деятельности элементов контроля и надзора, что было показано выше на примере ГИБДД МВД РФ.

1. Федеральные службы и агентства — с системой подчиненных им территориальных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

2. Федеральные службы, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ.

3. Федеральные службы и агентства, находящиеся в системе и непосредственном ведении соответствующих федеральных министерств, но с функциями и полномочиями контрольно-надзорного характера, выходящими за пределы аппарата и даже системы соответствующего министерства.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

3) разработка проектов административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия;

4) организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий..

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Читайте также:  Кто осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор

2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Информационное письмо

Современное законодательство содержит четкий перечень прав и обязанностей юридических лиц, при осуществлении государственными органами государственного контроля. Одним их важных и актуальных вопросов является вопросы оснований проведения проверок в отношении юридических лиц, на которых считаю целесообразным остановиться.

Тот или иной вид контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, процедура, основания, сроки и прочее установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей установленных в нормативно-правовых актах по направлению деятельности учреждения и соответственно контроля.

Законом предусмотрено два вида проверки — плановая и внеплановая.

Плановая проверка проводится с целью установить (ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

— соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановая проверка может быть документарной или выездной. Она проводится в порядке, установленном ст. ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ, не чаще чем один раз в три года.

В отдельных случаях плановые проверки не проводятся либо устанавливается иная периодичность их проведения. Такие выводы следуют из анализа положений ч. 1.1, 1.2, 2, 9, 9.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

Например, в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Эти выводы следуют из ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ. Так, Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 утвержден Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

О проведении плановой проверки проверяющий орган должен уведомить юридическое лицо не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя) этого органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Это следует из ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

Предметом внеплановой проверки, в частности, является (ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

— соблюдение юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

— выполнение предписаний органов государственного или муниципального контроля;

— проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

О проведении внеплановой выездной проверки по общему правилу проверяющие органы должны уведомить юридическое лицо не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Это следует из положений ч. 16, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за мировыми судьями

Важно! Юридическое лицо не уведомляется о внеплановой выездной проверке, если основаниями для ее проведения, в частности, являются: — возникновение угрозы (причинение вреда) жизни, здоровью граждан (ч. 16, 17 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона № 294-ФЗ), за исключением проверок субъектов малого и среднего предприятия.

В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с ч. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

Однако в исключительных случаях указанные сроки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий — не более чем на 50 часов, а микропредприятий — не более чем на 15 часов (ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

План проведения проверок формирует Генеральная прокуратура РФ и размещает его на официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Правила подготовки ежегодных планов и форма их составления утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

Важно! Пункт 5 ст. 3 Закона № 294-ФЗ не допускает проверку одного юридического лица несколькими проверяющими органами, если она касается исполнения одних и тех же требований.

Типовая форма распоряжения или приказа о проведении проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

В приказе (распоряжении) должно быть указано следующее: полномочия лиц, проводящих проверку; цели, задачи и основания проведения проверки; виды и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представители экспертных организаций, привлекаемых к проверке; сроки и условия проведения проверки и иные сведения.

Руководитель (уполномоченное лицо) имеет право потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ,); вправе получить (под роспись) заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ), потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в пп. «а», «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (п. 4 ст. 18 Закона № 294-ФЗ); вправе запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ); вправе присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам (п. 1 ст. 21 Закона № 294-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 18 Закона № 294-ФЗ. В ней установлено, что проверяющие не должны препятствовать руководителю (другому должностному или уполномоченному лицу) организации присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения.

Если при проведении плановой или внеплановой выездной проверки руководитель организации (иное должностное лицо или уполномоченное лицо) отсутствует, то органы государственного или муниципального контроля не вправе осуществлять проверочные мероприятия (п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

Важно! Выездная проверка (плановая, внеплановая) не может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица). Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию, предусмотренному пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (например, причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Такое правило установлено в п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ.

Руководитель (уполномоченное лицо) имеет право ознакомиться с результатами проверки. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ, после проверки составляется акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) должен поставить свою подпись. Таким образом, подтверждается, что руководитель ознакомлен с результатами проверочных мероприятий.

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ, руководитель (уполномоченное лицо) может представить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения представляются в соответствующий орган государственного или муниципального контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки.

В силу п. 4 ст. 21 Закона № 294-ФЗ, руководитель (уполномоченное лицо) вправе обжаловать в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение его прав.

Руководитель (уполномоченное лицо) вправе оспорить применение административного наказания по результатам проверки. Для этого нужно представить документы или иные аргументы, подтверждающие, например, нарушение порядка проведения проверки. Также вправе обратиться в суд с иском о взыскании вреда (в том числе упущенной выгоды), причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, которые были признаны неправомерными (ст. 22 Закона № 294-ФЗ).

Также Законом № 294-ФЗ предусмотрены обязанности руководителя (уполномоченного лица) при выездной проверке.

Руководитель (уполномоченное лицо) обязан предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки (ч. 5 ст. 12 Закона № 294-ФЗ), только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка.

Факт передачи оригиналов документов для проверки целесообразно оформлять письменно, например в виде акта приема-передачи или описи, где необходимо указать названия документов, их реквизиты, количество листов. Опись (акт приема-передачи) подписывает руководитель организации (уполномоченный представитель) с указанием должности, расшифровки подписи, даты и времени передачи.

Руководитель (уполномоченное лицо) обязан обеспечить присутствие при проведении проверки руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей организации (ч. 1 ст. 25 Закона № 294-ФЗ).

Руководитель (уполномоченное лицо) обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту.

Документарная проверка проводится в порядке, установленном ст. 14 Закона № 294-ФЗ. Обязательным условием ее проведения является наличие соответствующего распоряжения (приказа).

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 294-ФЗ, документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля. Это отличает такую проверку от выездной, которая проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Если контролирующий орган сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес юридического лица может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации. Причем в соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона № 294-ФЗ, к такому запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) органа государственного или муниципального контроля о проведении документарной проверки.

Читайте также:  Что лучше процессуальный или общий надзор

Важно! Государственный орган не вправе требовать у руководителя (уполномоченного лица) сведения и документы, которые не относятся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены данным органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (ч. 11 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Кроме того, с учетом положений п. 3 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2015 № 306-ФЗ с 1 июля 2016 г. при осуществлении федерального государственного контроля (надзора), с 1 января 2017 г. при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и с 1 июля 2017 г. при осуществлении муниципального контроля должностным лицам, проводящим проверку, запрещено истребовать:

— информацию и (или) документы (в том числе разрешительные) проверяемого лица, если они уже имеются в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в определенный Правительством РФ перечень (п. 8 ст. 15 Закона № 294-ФЗ);

— информацию, которая была предоставлена проверяемым лицом ранее в соответствии с требованиями законодательства РФ и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах (п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

При отсутствии соответствующих ограничений руководитель (уполномоченное лицо) обязан в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в контролирующий орган указанные в запросе документы (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Руководитель (уполномоченное лицо) вправе представить запрашиваемые документы в виде копий либо в электронной форме (ч. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Порядок предоставления документов в электронном виде определяется Правительством РФ.

Если в представленных для проверки документах выявлены несоответствия, ошибки и т.п., руководитель (уполномоченное лицо) обязан в течение десяти рабочих дней предоставить проверяющему органу пояснения в письменном виде (ч. 8 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). В целях подтверждения достоверности ранее представленной информации к пояснениям могут прилагаться дополнительные документы (ч. 9, 10 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Что будет являться основанием для отмены проверки?

Если проверка была проведена с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, то согласно ч. 1 ст. 20 указанного Закона ее результаты не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Такие результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации.

Грубыми нарушениями установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок признаются нарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ. Например, к ним относятся следующие:

— проведение плановых проверок более одного раза в три года, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9, 9.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);

— нарушение требования ч. 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ в части отсутствия оснований для проведения плановой проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ);

— не уведомление в установленном ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ порядке юридического лица о проведении плановой проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Центр технологий государственного управления РАНХиГС в ходе масштабного опроса выяснил, каким государственным проверкам чаще всего подвергается бизнес в России. Так, с противопожарным надзором регулярно сталкиваются 65,8% респондентов, с налоговым контролем — 61,5%, с органами охраны труда — 42,5%, а с санитарным надзором — 41,3%.

В ходе исследования были опрошены 1000 частных организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых различными видами экономической деятельности в 28 субъектах РФ. 45,7% респондентов — индивидуальные предприниматели, 48,9% — представители малых предприятий, остальные занимаются средним и крупным бизнесом.

Согласно результатам опроса, интенсивность контрольно-надзорных мероприятий немного снизилась. Если в 2015 году в среднем в отношении каждого респондента в год проводилось 2,8 проверки, в 2016-м среднее количество проверок составило 2,5.

Эксперты РАНХиГС связывают это с введением моратория на проведение плановых проверок малого бизнеса. Так, с 1 января 2016 года предприятия с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек не подвергаются плановым проверкам в течение трёх следующих лет.

По его словам, нужно в корне изменить подход надзорных ведомств к проверкам бизнеса, изменив уклон на консультативный.

В ходе исследования общественного мнения РАНХиГС 34,6% респондентов заявили, что регулярные проверки оказывают скорее положительное влияние на безопасность производства и качество продукции. При этом 11,2% опрошенных находят его скорее отрицательным, прежде всего в связи с наличием административных издержек. В среднем трудозатраты, связанные с одной проверкой, составляют 4,3 человеко-дня (или 10,75 человеко-дня в год).

Между тем почти половина респондентов — 48,3% — и вовсе заявили, что контрольно-надзорные мероприятия не оказывают влияния на безопасность производства, качество и безопасность продукции, создаваемые ими риски причинения вреда. К бизнесу предъявляют слишком много требований, при этом далеко не все из них способны реально улучшить работу предприятия, рассказал RT генеральный директор Национального института системных исследований и проблем предпринимательства Евгений Литвак.

Долгожданные перемены

Глава комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев в разговоре с RT также заявил, что многие существующие проверки излишни. При этом он отметил, что в рамках реформы контрольно-надзорных органов уже сделаны значительные шаги.

Во-первых, согласно федеральному закону №246, с 1 января 2018 года все надзорные органы при организации отдельных видов госконтроля начали применять риск-ориентированный подход. То есть форма, продолжительность и периодичность проверок теперь зависят от того, насколько высокий риск потенциальной общественной угрозы несёт то или иное предприятие. Этот метод поэтапно внедрялся на протяжении нескольких лет.

Жигарев отметил, что до сих пор не было специального закона, регламентирующего контрольно-надзорную деятельность.

В августе 2017 года президент России Владимир Путин поручил сократить количество внеплановых проверок бизнеса, чтобы их число не превышало 30% от плановых, а продолжительность была не дольше 10 рабочих дней. Исключение должны составить внеплановые проверки, которые инициированы в связи с причинением вреда или возникновением угрозы жизни, здоровью граждан, ущерба окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отмечается в поручении.

Источники:
http://zdrav.khv.gov.ru/node/5123
http://russian.rt.com/russia/article/475691-biznes-proverki-nadzornye-vedomstva

Читайте также:
Adblock
detector