Когда проводится проверка пожарным надзором предприятия

Пожарные ситуации в России занимают одно из лидирующих мест по количеству возникновения и тяжести последствий. Как известно, пожар легче предотвратить, чем бороться с разрушительным действием огня. Именно эффективность противопожарного обеспечения объектов и является целью проверок специального государственного органа по пожарному надзору (ГПН). Обследование различных объектов капитального строительства проводится для того, чтобы вовремя выявить существующие нарушения требований пожарной безопасности и предоставить возможность собственнику исправить их.

Наша компания – Ваш ответственный помощник в составлении пожарной декларации на 2018 год, внесении изменений и регистрации документа.

Независимая оценка пожарного риска, или пожарный аудит, представляет собой один из видов анализа соответствия объекта любого назначения установленным государственными органами правилам пожарной безопасности.

Проверки Госпожнадзора проводятся согласно законодательству РФ. Саму процедуру инспекции регулирует закон № 294-Ф3 (от 26.12.08) о защите прав юр. лиц и частных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального надзора.

В процессе обследования объект проверяется на соответствие утвержденным государством противопожарным нормам, которые содержатся в:

  • Федеральном законе (ФЗ) № 69-Ф3 (от 21.12.94) – О пожарной безопасности объектов;
  • ФЗ 123-Ф3 (от 27.07.08) – Технический регламент о требованиях ПБ;
  • Правилах пожарной безопасности – ППБ № 01-03 (утверждены по приказу МЧС России № 313 от 18.06.03);
  • Административном регламенте Министерства РФ по надзору за выполнением требований ПБ (утвержденном приказом МЧС № 375 от 28.06.12);
  • Строительных правилах и нормах – СНиП № 21-01-97, нормирующих пожарную безопасность зданий и сооружений (утверждены постановлением Министерства Строительства РФ № 18-7 от 13.02.97);
  • Нормах пожарной безопасности (утверждены соответствующими приказами МЧС и ГУГПС МВД РФ) – НПБ №№ 110-03 (нормируют перечень тех зданий, сооружений, помещений, оборудования, которые должны быть оборудованы автоматическими установками тушения пожара и сигнализацией) и 253-98 (указывают меры противодымной защиты зданий).

Предметом проверок органов пожарного надзора являются объекты защиты, а, точнее, степень соблюдения на них требований пожарной безопасности (ПБ).

Объектами защиты могут выступать не только:

  • помещения;
  • строения;
  • здания;
  • сооружения
  • наружные установки,

но и также территории, эксплуатируемые предприятием:

  • в ходе производственной деятельности:
  • при транспортировке, хранении, использовании или утилизации взрывоопасных материалов и веществ;
  • лесные участки;
  • подземные объекты и т. д.

Административный регламент также причисляет к предметам пожарного надзора следующие:

  • соблюдение правил ПБ органами власти на объектах защиты;
  • соблюдение требований ПБ гражданами и организациями на объектах защиты;
  • соблюдение требований к пиротехнике (изделиям, а также их производству, хранению, реализации, эксплуатации, утилизации, идентификации);
  • соответствие требованиям ПБ сведений, содержащихся в документации о начале предпринимательской деятельности;
  • исполнение предписаний органов пожарного надзора;
  • ход мероприятий, направленных на предотвращение угроз возникновения пожара, причинения вреда людям, растениям, животным, имуществу.

В ходе проверки особое внимание инспектор уделяет таким пунктам:

  • насколько выполняются условия соответствия требованиям ПБ на объекте защиты;
  • уровень выполнения оргмероприятий по обеспечению ПБ;
  • наличие необходимой документации по обучению персонала мерам ПБ;
  • знания персонала в области пожарной безопасности и готовность к правильным действиям при пожаре;
  • порядок противопожарной организации производства на объекте, а также правил поведения сотрудников;
  • содержание территории объекта согласно требованиям ПБ;
  • наличие лицензии на проведение работ (если она требуется), а также сертификатов, деклараций и других необходимых по законодательству документов;
  • соответствует ли вид деятельности предприятия имеющимся документам о начале деятельности;
  • имеется ли в наличии и изготовителя либо поставщика продукции подтверждение о соответствии требованиям ПБ веществ и материалов в техдокументации;
  • в какой степени выполняются требования к пиротехнической продукции и ее хранению, эксплуатации, перевозке и пр.

Собственно проверка может быть плановой либо внеплановой. В любом случае инспектирование объекта осуществляется поэтапно:

  1. Предъявление сотрудниками ГПН удостоверения и распоряжения о проведении проверки (с указанием целей, задач, видов и объемов проверочных работ, экспертов, сроков и условий проведения).
  2. Анализ документов объекта защиты
  3. Визуальный осмотр объекта защиты, экспертные обследования
  4. Окончательная оценка соответствия объекта требованиям ПБ

При внеплановой инспекции работник ГПН должен отметить как выполняются данные руководству ранее предписания по исполнению правил ПБ

По закону РФ срок проведения проверки ГПН не должен длиться дольше, чем 20 рабочих дней.

Исключения составляют случаи, при которых сотруднику пожнадзора необходимо провести сложные/длительные экспертизы (испытания либо исследования). Основой для этого могут стать мотивированные предложения должностных лиц ГПН при выездной инспекции. В таких ситуациях продлевают сроки проверки еще на 20 рабочих дней, но не больше.

Проверки объекта защиты планируются в органах пожнадзора заранее. О предстоящем обследовании руководителя (собственника) должны предупредить не меньше, чем за 3 дня (в случае плановой проверки) либо 1 сутки (при внеплановом обследовании) до его начала, путем отправки уведомления.

Читайте также:  Кто относится к органам государственного пожарного надзора

Внеплановая проверка может происходить в срочном порядке, т. е. без уведомления, только в случаях, если:

  • возникла неожиданная угроза жизни/здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, безопасности государства;
  • возникла угроза чрезвычайной ситуации (ЧС);
  • причиняется вред жизни/здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, безопасности государства;
  • происходит ЧС;
  • были нарушены права потребителей.

Ожидать плановую проверку может собственник объекта защиты, который:

  • не проходил проверок в течение 3-х лет после того, как был введен в использование либо поменял класс функциональной ПБ;
  • не проверялся на предмет соблюдения требования ПБ в течение 3-х лет после плановой проверки ГПН.

Отдельный случай представляют организации определенных сфер деятельности (здравоохранение, образование, социальная область). На таких объектах плановые проверки могут осуществляться ежегодно, периодичность определяется постановлением РФ № 944 от 23.11.09.

Размер: 143.633 Кб

Размер: 233.915 Кб

Порядок проведения проверок органами госпожнадзора

Пожар – наиболее страшная и разрушительная стихия, несущая угрозу жизни и здоровью людей, материальным ценностям.

Избежать пожаров можно лишь неукоснительно соблюдая требования пожарной безопасности в объёме, требуемом действующими законодательными актами и нормативными документами.

Основным документом в сфере обеспечения пожарной безопасности являются Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

А вот как в организации осуществляется выполнение требований указанных правил, покажет проверки осуществляемые органами госпожнадзора.

Что необходимо знать об организации и проведении проверок?

1. Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375.

Существует два вида проверок: плановые и внеплановые.

Плановые проверки должны проводиться по предварительно утвержденному графику, с предварительным информированием за три рабочих дня. При внеплановой проверке обязаны уведомить за сутки до них с уведомлением прокуратуры.

По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Основанием для поведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление заявлений о фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

О проведении проверок можно узнать воспользовавшись нашим веб-сервисом Проверить себя в реестре плановых проверок

2. При прибытии в организацию для проверки инспектор обязан:

  • предъявить служебное удостоверение;
  • ознакомить уполномоченного представителя организации с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя ГПН МЧС о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения;
  • вручить под роспись заверенные печатью копии распоряжения или приказа уполномоченному представителю юридического лица.

Инспектора ГПН имеют право осуществлять надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

3. Фактически инспектор зачастую обращает внимание на следующие моменты в деятельности проверяемой организации:

4. По итогам проверки составляется акт.

В нем указывается:

  • дата, место и время составления акта проверки;
  • наименование органа контроля (надзора);
  • номер и дата распоряжения либо приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица (частного предпринимателя), ФИО и должность начальника, иного должностного лица либо уполномоченного представителя юрлица (ИП), находившихся при проведении проверки;
  • дата, время, место и продолжительность проведения проверки;
  • сведения об итогах проверки, в том числе о выявленных нарушениях необходимых требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки начальника, иного должностного лица либо уполномоченного представителя юрлица (ИП), находившихся при проведении проверки;
  • о наличии их автографов либо об отказе от совершения подписи, и вдобавок сведения о внесении в издание учета испытаний записи о совершённой проверке или о невозможности внесения таковой записи в связи с отсутствием у юрлица (ИП) указанного издания;
  • подписи должностного лица, проводивших проверку.
Читайте также:  Нужен ли общий надзор

К акту проверки прилагаются, в том числе:

  • объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
  • предписания об устранении нарушений или предписания по устранению несоответствия.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе:

  • проверять выполнение требований установленных правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора);
  • проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
  • проверять выполнение требований установленных правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • осуществлять плановую или внеплановую проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

В случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений проверяемое лицо вправе в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля письменные возражения и приложить к таким возражениям документы, подтверждающие их обоснованность.

Сводная таблица штрафов за несоблюдение требований пожарной безопасности

Должностное лицо, индивидуальный предприниматель

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ)

12. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей

от трех тысяч до четырех тысяч рублей

от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей

13. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей

от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет

от девяноста тысяч до ста тысяч рублей

14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет

от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 — 8 настоящей статьи

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей

от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей

от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей

от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей

от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей

на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей

от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

Читайте также:  Есть ли надзор после освобождения

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;

на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей

от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей

от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей

от девяноста тысяч до ста тысяч рублей

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей

от семи тысяч до десяти тысяч рублей

от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей

Что произошло?

Что устанавливает новый регламент? Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора. Установлены предмет надзора, права и обязанности ревизоров и проверяемых лиц, основания для проведения проверок, порядок, сроки их проведения, досудебный порядок обжалования решений и действий контролеров и др. В документе также частично затронуты вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.

Что такое риск-ориентированный подход?

Зачем понадобились эти изменения?

  • для категории высокого риска — один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет;
  • для категории низкого риска — плановые проверки не проводятся.

Эти сроки установлены в приложении N 9 к регламенту МЧС.

Как будет определяться класс риска?

Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?

Как долго может продолжаться проверка?

Какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарной безопасности? За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), а за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора – на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

Трудовые проверки становятся новыми налоговыми. Ошиблись в кадровом документе? Оштрафуют, умножив на количество сотрудников.

Станьте гуру кадрового учета. Сейчас наш мега-популярный онлайн-курс по заполнению кадровых документов со скидкой 50 %.

Куча образцов документов и советов от практиков. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

Источники:
http://arm-ecogroup.ru/articles/poryadok-provedeniya-proverok-organami-gospozhnadzor/
http://www.klerk.ru/buh/articles/457136/

Читайте также:
Adblock
detector