Кем проводится государственный экологический надзор и контроль

Государственный экологический надзор — это деятельность, специально уполномоченная государственных органов, направленная на проверку соблюдения поднадзорными объектами, требований экологического законодательства. Государственный экологический осуществляется на федеральном и региональных уровнях.

На федеральном уровне он осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, основным из которых является Росприроднадзор.

Государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, к ним относятся объекты федеральных энергетических систем, федеральные особо охраняемые природные территории, объекты обеспечивающие безопасность и оборону страны.

Государственный экологический надзор на региональном уровне осуществляется исполнительными органами субъектов РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Государственный экологический надзор федерального и регионального уровня осуществляется в форме проверок, которые могут быть плановыми или внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с предварительно утвержденным графиком (по общему правилу не чаще 1 раза в 3 года). Внеплановые проводятся при наличии определенных оснований, например, получении информации об экологическом правонарушении из СМИ, проверка выполнения предписаний, вынесенных по итогам плановой проверки.

Непосредственно Государственный экологический надзор осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, к их основным правам относятся:

1. Право беспрепятственно посещать хозяйствующих субъектов с целью проведения проверки на соблюдение требования экологического законодательства.

2. Требовать необходимые материалы для осуществления проверки.

3. В пределах своих полномочий составлять протоколы в административных правонарушениях.

4. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства.

5. Предъявлять иски по возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Обязанности :

Экологический контроль включает 2 вида:

Производственный экологический контроль осуществляется экологопользователями самостоятельно. В этих целях ими организуются или могут организовываться экологические службы, экологические отделы или назначаются ответственные должностные лица по охране окружающей среды в организации. Данные производственного экологического контроля должны передаваться органу, осуществляющему государственный экологический надзор в соответствующей сфере.

Общественный экологический контроль осуществляется гражданами или их общественными объединениями, в целях обеспечения право на благоприятную окружающую природную среду.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность в экологическом праве рассматривается в нескольких аспектах:

1. Мера, обеспечиваемая государственным принуждением.

2. Правоотношения между лицом, нарушившим экологическое законодательство и уполномоченным субъектом на привлечение его к ответственности.

Системообразующим критерием данного института выступает экологическое правонарушение.

Основание привлечения субъекта к гражданско-правовой (имущественной) ответственности являются:

1. Причинение вреда окружающей природной среде или ее компонентам.

2. Причинение вреда здоровью человека в результате негативного воздействия на окружающую природную среду.

3. Причинение ущерба имуществу физических или юридических лиц экологическим правонарушением.

Условиями привлечения лица к гражданско-правовой ответственности являются:

1. Установления факта причинения вреда или ущерба

2. Установление вины субъекта причинившего вред/ущерб (в случае причинения вреда или ущерба источником повышенной опасности данное условие не требуется)

3. Причинно-следственная связь

4. Определение размера причиненного вреда или ущерба

Особенностью определения размера вреда, причиненного окружающей природной среде и ее компонентам, является использование утвержденных в установленном порядке такс или методик.

Таксовый способ применяется в отношении древесно-кустарниковой растительности и объектов животного мира. Методики в отношении водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

Таксы могут выражаться в конкретной сумме или иметь определенный эквивалент.

Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде могут быть заявлены в судебные органы в течение 20 лет со дня его причинения. Это самый большой регламентированный срок исковой давности.

При отсутствии утвержденных такс или методик размер причиненного вреда определяется исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления качества нарушенных объектов.

Основанием привлечения субъекта к уголовной ответственности в экологическом праве является осуществление им экологического преступления – это деяния, совершенного деликтоспособным физическим лицом, достигшим 16 лет, нарушающим правила охраны окружающей среды и природопользования, за которое Уголовным Кодексом установлена уголовная ответственность.

Глава 26 УК РФ посвящена экологическим преступлениям, к числу которых относятся: нарушения правил охоты, загрязнение вод, атмосферы, нарушение правил использования и охраны недр, нарушение правил лесопользования, соблюдение противопожарного режима безопасности в лесах.

Состав экологического преступления в общем виде включает следующие элементы:

1. Субъект – физическое лицо 16 лет.

2. Объект – то на что направлено неправомерное посягательство – общественное отношение по охране окружающей среды, ее компонентов и обеспечение экологической безопасности человека.

3. Субъективная сторона – форма вины: умышленная и неосторожная.

4. Объективная сторона включает деяние (действие /бездействие), причинно-следственная связь, наступивший отрицательный результат (ущерб, причиненный природным объектам).

Как правило, при квалификации деяния как уголовно наказуемого в расчет принимается размер причиненного ущерба, он должен быть крупным, существенным, значительным или влечь тяжкие последствия.

В случае затруднения определения размера причиненного ущерба, его критериев необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда от 18.10.2012 года по практике применения законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Читайте также:  Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору

Основанием привлечения субъекта к административной ответственности в экологическом праве является совершение им административного экологического правонарушения, под которым пронимается действие/бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правила охраны природы и природопользования, за которое КоАПом или законами субъектов об административной ответственности установлена административная ответственность.

Основная масса состава административных экологических правонарушений содержится в главе 8 и 10 КоАПа РФ.

К числу административно наказуемых деяний относятся:

— нарушения в области законодательства об экологической экспертизе

— нарушение правил охраны атмосферного воздуха водных объектов, незаконная охота, заготовка древесины

К административной ответственности привлекаются физические или юридические лица, как правило, размер вреда является не значительным или не крупным или причиненный вред-ущерб полностью отсутствует (формальный состав).

Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если должно и могло обеспечить соблюдение требований экологического законодательства, но не предприняло всех зависящих от него мер.

За экологические правонарушения лицо также может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Основанием является дисциплинарный проступок, совершенный работником, трудовую функцию которого составляют обязанности по охране окружающей среды, к соблюдению требований экологического законодательства.

Сроки привлечения: в течение 1 месяца со дня обнаружения работодателем дисциплинарного проступка или в течение 6 месяцев со дня его совершения.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

— государственные природные заповедники

— государственные природные заказники

— национальные и природные парки

— дендрологические парки и ботанические сады

— лечебно-оздоровительные местности и курорты

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права – некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники – это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Читайте также:

  1. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  2. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  3. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА 1 страница
  4. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА 2 страница
  5. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА 3 страница
  6. V Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
  7. V. ПЕРЕЧЕНЬ Тем контрольных работ
  8. V3: Нормирование в области охраны окружающей среды. Государственный экологический мониторинг. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  9. Антинаркотическая настороженность, антинаркогенные установки, антинаркогенный контроль в работе социального педагога и родителей.
  10. Аудиторский контроль.
  11. Аудиторский финансовый контроль.
  12. Билет 43. Александр 2 как личность и государственный деятель.

Государственный экологический контроль несколько по-разному обозначается в разных нормативных актов, но в целом – функции его направлены скорее на надзор, на выявление нарушений законодательства.

Этим постановлением утверждаются правила осуществления государственного экологического контроля.

Основная цель здесь определяется проведения государственного экологического контроля – соблюдение требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности со стороны всех органов, физических и юридических лиц в их деятельности в области экологических отношений.

1) За охраной атмосферного области;

2) В области обращения с отходами;

3) Охраны области использования и охраны водных объектов.

4) За геологическим изучением, рациональном использованием и охраной недр;

5) Земельный контроль;

6) Контроль в области охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания.

7) В области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Читайте также:  Что входит в задачи государственного горного надзора

8) Во внутренних морских водах и в территориальном море и в исключительной экономической зоне РФ.

9) На континентальном шельфе РФ.

10) Лесной контроль и надзор.

11) Государственный контроль в области охраны озера Байкал.

Основным органом, наделённым полномочиями – является росприроднадзор (федеральная служба по природопользованию), либо соответствующие его органы в субъектах РФ.

В отношении отдельных природных объектов (атмосферного воздуха, лесного, животного мира…) осуществляется в соответствии с постановлением правительства.

А в отношении оставшихся видов контроля – непосредственным органом является росприроднадзор.

Кто и каким образом наделяется полномочиями по контролю.

Государственный экологический контроль осуществляется в двух основных формах: в форме плановых и внеплановых проверок.

При осуществлении государственного контроля осуществляется защита юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующим законом.

Здесь предусмотрен, в этом постановлении, особый порядок осуществления контрольных проверок в вооружённых силах. Там определённая процедура согласования – только в отношении тех объектов, в отношении которых они правомочны проводить проверки, эти инспекторы допускаются.

При осуществлении государственного экологического контроля есть объекты, которые относятся только лишь федерального экологического контроля.

Объекты федерального экологического контроля:

1) Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в исключительном ведении РФ (всё, что отнесено в Конституции – федеральные энергетические системы, линии связи, объекты, связанные с атомной энергией и обеспечение безопасности государства…) и также объекты, внесённые во Всемирные списки культурного и природного наследия.

2) Объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды (на территории нескольких субъектов).

3) Водные объекты, где прямо утверждено постановлением правительства, леса, земли, контроль в области геологического изучения, использования и охраны недр и объекты, отнесённые к категории опасных производственных объектов.

Всё, что не охватывается федеральным государственным контролем – является объектом регионального государственного контроля.

Свои полномочия федеральные органы и агентства могут делегировать органам субъектов РФ.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 26 июля 2010 года №282, он утверждается административный регламент в отношении федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по исполнению государственных функций по осуществления федерального государственного экологического контроля.

В соответствии со статьёй 1 даётся понятие контроля, здесь даётся полный перечень нормативного материала, на основании которого осуществляется контроль.

Все реквизиты, приложения по субъектам РФ, руководители этих органов…

В большей степени этот регламент регулирует федеральные процедуры экологического контроля с учётом прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (и регулирует с точки зрения защиты субъектов малого и среднего бизнеса).

Федеральный государственный экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, срок проведения проверки по общему правилу не должен превышать 20 рабочих дней (для малых предпринимателей – 20 часов, для микро-предпринимателей – 15 часов в год). В исключительных случаях этот срок может быть продлён, но это необходимо согласовывать.

Плановые проверки ежегодно должны утверждаться. Утверждаются ежегодные плановые проверки руководителем росприроднадзора – либо на федеральном уровне, либо на уровне субъекта.

Основанием для включения в план любой плановой проверки является:

1) Истечение трёх (3-х) лет со дня государственной регистрации юридического лица или ИП.

2) Окончание проведения последней плановой проверки в отношении юридических лиц и ИП.

3) Если о начале осуществления предпринимательской деятельности было какое-то уведомление со стороны юридического лица или ИП.

Плановая проверка тоже может осуществляться в двух формах:

1. Документарная проверка.

Могут истребовать необходимые документы.

2. Выездная проверка.

На месте разбираются.

О проведении любой такой плановой проверки юридическое лицо или ИП уведомляются росприроднадзором не позднее чем за 3 (три) дня до проведения такой проверки путём направления подконтрольному объекту приказа руководителю соответствующей службы.

Основания внеплановой проверки:

1) По истечения срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного правонарушения.

2) Поступления в росприроднадзор обращений и заявлений граждан или информации о следующих фактах: о возникновении угрозы причинения вреда (жизни, здоровью, животным или растениями).

3) По фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениями, окружающей среде в целом.

4) Приказ руководителя этой службы, изданный в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ,

Если обращения или заявления поступают анонимно, то это не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановые также проводятся в двух формах: документарная и выездная проверки.

Внеплановая выездная проверка может осуществляться после согласования её с органом прокуратуры соответствующего уровня.

Приказ генпрокуратуры от 29 марта 2009 года №93.

О проведении внеплановой выездной проверки ИП или юридическое лицо должны быть предупреждены заранее не позднее чем за 24 часа.

Когда возникает какая-то угроза – то можно без уведомления (в случае, если уже причиняется вред или угроза реальная причинения вреда).

Читайте также:  Отдел государственного земельного надзора чем занимается

По результатам проводимой проверки после её завершения составляется акт – в двух экземплярах, один предоставляется подконтрольному субъекту.

За осуществлением этого экологического контроля тоже осуществляется контроль – руководители этих ведомств, специальные должностные лица занимаются контролем за теми должностными лицами, которые наделены полномочиями по контролю.

Главный орган, осуществляющий экологический контроль – от 24 марта 2011 года изменения, положение посмотреть о росприроднадзоре.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Предназначен для защиты от экологической опасности и состоит из надведомственных: контроля, экспертизы, мониторинга, нормирования, аудита и других методов регулирования природоохранной деятельности на уровне государства и юридических лиц.

Система государственного экологического контроля состоит из службы наблюдения за состоянием окружающей среды, производственного и общественного экологического контроля, проводимых органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Должностные лица и специалисты этой службы контролируют соблюдение норм и правил природоохранного законодательства. При выявлении нарушений они ограничивают, приостанавливают или запрещают выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, запрещают освоение и использование объектов, дают предписания об аннулировании лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов, предъявляют штрафные санкции, иски о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды и пр.

Ведомственный экологический контроль осуществляются структурными экологическими подразделениями хозяйственных и силовых ведомств (управления, отделы, инспекции). При этом внимание обращается на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Производственный экологический контроль проводится должностными лицами, отвечающими за соблюдение требований охраны окружающей природной среды и специальными природоохранными структурными подразделениями.

Задачи производственного экологического контроля:

  • охрана окружающей среды от загрязнения, рациональное использование природных ресурсов (сырья), рекультивация земель;
  • планирование соответствующих мероприятий;
  • анализ результатов природоохранной деятельности;
  • участие в рассмотрении проектов строительства, расширения и реконструкции производств в части решений по защите окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • контроль за внедрением технологических процессов, позволяющих минимизировать поступление загрязнений в окружающую среду;
  • контроль за сточными водами;
  • расследование причин и последствий залповых выбросов и сбросов вредных веществ, подготовка предложений о мерах по их недопущению;
  • ведение экологических паспортов предприятия.
  • участвовать в собраниях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение экологических требований, предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • требовать отмены решений о деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий.

Большая часть контрольных мероприятий государственного экологического контроля (около 72 % проверок) проводится по годовым планам территориальных природоохранных органов. Они ориентированы в основном на деятельность крупных природопользователей и предприятий, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду. Практически все мероприятия государственного экологического контроля имеют комплексный характер, осуществляются одновременно по всем видам природопользования и формам воздействия на окружающую среду.

Приоритет государственного экологического контроля при обеспечении гражданской защиты — выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, включая:

  • прогнозирование, выявление возможных экологических угроз, оценку факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработку и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
  • разработку и совершенствование средств защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.

С 2003 года государственный экологический контроль приобрел характер планомерной деятельности.

Департаменты государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды федеральных округов координируют работу и осуществляют контрольные мероприятия по наиболее крупным объектам природопользования.

Государственный экологический контроль за использованием и охраной водных объектов ведут отделы государственного контроля бассейновых водных управлений.

Специализированные морские инспекции осуществляют государственный экологический контроль на море и континентальном шельфе.

В соответствии с законодательством РФ, государственный контроль за использованием и охраной лесного и земельного фонда вменяется в обязанности должностных лиц федеральных органов.

Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля представлено лабораториями и специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК).

Источники:
http://studopedia.su/16_103086_gosudarstvenniy-ekologicheskiy-kontrol-i-nadzor.html
http://fireman.club/inseklodepia/gos-eko-kontrol/

Читайте также:
Adblock
detector