Кем осуществляется надзор в лесах

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах

Принявший орган: None

Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:

  • О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 21 июля 2014 года) Федеральный закон
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 6 августа 2014 года) Кодекс РФ
  • Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года) Кодекс РФ
  • О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (с изменениями на 24 марта 2014 года) Постановление Правительства РФ
  • О пожарной безопасности (с изменениями на 12 марта 2014 года) Федеральный закон
  • О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (с изменениями на 24 марта 2014 года) Постановление Правительства РФ
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 6 августа 2014 года) Кодекс РФ
  • Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года) Кодекс РФ
  • О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 21 июля 2014 года) Федеральный закон

Материал актуален на 04.08.2014

Согласно ст.8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах может повлечь как предупреждение, так и наложение административного штрафа. Размер штрафа зависит от состава административного правонарушения:

  • на граждан в размере — от 1 500 до 5 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 1 млн. руб.

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с Лесным кодексом РФ и законодательством РФ о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п.2 ст.97 Лесного кодекса РФ, федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться:

  • государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с п.1 ст.83 Лесного кодекса РФ;
  • государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти РФ, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с п.2 ст.83 Лесного кодекса РФ.

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (далее Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 г. № 476, устанавливает порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Государственный надзор осуществляют следующие органы государственного надзора (п.3 Положения):

а) Федеральное агентство лесного хозяйства, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения — при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков, в случае, когда соответствующие полномочия не переданы органам исполнительной власти субъектов РФ, и в случаях, когда полномочия, переданные РФ органам государственной власти субъектов РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ, а также в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, ее территориальные органы и природоохранные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, — при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения;

в) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий указанных органов, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения.

Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок пользуются правами, установленными ст.96 Лесного кодекса РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст.15-18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также:  Кто надзирает за следственным комитетом

Предметом проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение ими обязательных требований.

Государственный надзор осуществляется посредством проведения (п.11 Положения):

  • плановых и внеплановых проверок;
  • документарных и выездных проверок;
  • мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах;
  • систематического наблюдения, анализа и прогнозирования исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 Федерального закона от 4 декабря 2006 г.

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах наступает административная ответственность (ст. 8.32 КоАП РФ). Государственные лесные инспекторы вправе рассматривать дела о таких административных правонарушениях (ст. 23.24 КоАП РФ). Протоколы о нарушении правил пожарной безопасности в лесах имеют право составлять, помимо должностных лиц государственной лесной охраны, должностные лица органов внутренних дел (подп. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

При наличии состава преступления наступает уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем, за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога (ст. 261 УК РФ).

В свете того, что Федеральное агентство лесного хозяйства не наделено надзорными полномочиями, а также в связи с передачей лесхозов субъектам Федерации, право органов Рослесхоза в случае необходимости запрещать на период высокой пожарной опасности посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда, а также ограничивать в интересах пожарной безопасности лесов пребывание граждан в лесах, сбор пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья (п. 6.7, 6.8 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства) переходит к создаваемым в регионах лесничествам.

Статья 98. Муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов

Осуществление муниципального лесного контроля и надзора относится к вопросам местного значения не всех видов муниципальных образований, а только поселений (ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Осуществление муниципального лесного контроля и надзора является новым полномочием органов местного самоуправления, которое не было предоставлено им ранее действовавшим лесным законодательством.

Во-первых, четко не определен объект муниципального лесного контроля: с одной стороны, в основу положен территориальный принцип — согласно ст. 98 ЛК РФ, такой контроль осуществляется на территории муниципального образования, следовательно, в отношении любых лесов, а с другой стороны, форма собственности — согласно ст. 84 ЛК РФ муниципальный лесной контроль осуществляется в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Территориальный принцип определения объекта муниципального контроля потенциально ведет к возможности двойного контроля (см. также комментарий к ст. 96 ЛК РФ). Это предположение подтверждается также тем, что Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не распространяется на муниципальный контроль. Подобная ситуация в недавнем прошлом имела место в сфере регулирования государственного и муниципального экологического контроля и послужила поводом к судебному разбирательству, в ходе которого было установлено, что муниципальный контроль может осуществляться параллельно государственному: наделение органов государственной власти полномочиями на осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности не лишает органы местного самоуправления права на осуществление на тех же объектах, находящихся на территории муниципального образования, муниципального экологического контроля*(159).

Читайте также:  Чем занимается служба жилищного надзора

Во-вторых, не установлен порядок осуществления муниципального лесного контроля. Отсылка к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не технична, поскольку названный Закон не содержит каких-либо специальных норм. Лесной кодекс не определил полномочия должностных лиц органов муниципального лесного контроля. Статья 96 ЛК РФ устанавливает полномочия только государственных лесных инспекторов и не может применяться по аналогии к компетенции муниципальных лесных инспекторов. Ссылка на Закон о местном самоуправлении не разрешает и эту ситуацию, поскольку в нем отсутствуют какие-либо нормы о полномочиях муниципальных лесных инспекторов. В таких условиях осуществление реального муниципального лесного контроля невозможно. В целях предотвращения бесконтрольного использования городских лесов необходимо внесение поправок в ЛК РФ (в части перечня полномочий муниципальных инспекторов), КоАП РФ (в части их права на составление протоколов и на рассмотрение дел об административных правонарушениях).

Органы местного самоуправления наделены правом приостановления использования лесов за пределами судебного приостановления, урегулированного КоАП РФ. По своему смыслу приостановление — элемент муниципального лесного контроля. Однако формулировка «в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами» (ч. 2 ст. 28 ЛК РФ) отсылает к несуществующим нормам, следовательно, такое полномочие по названным выше причинам также не может быть практически реализовано.

Наконец, из комментируемой статьи, равно как из Кодекса в целом, неясно, каково содержание муниципального лесного надзора и в чем заключается его отличие от муниципального лесного контроля.

В 2015 году на реализацию мероприятий ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» из федерального бюджета было выделено 2 903,49 млн. руб. (освоено – 2 878,27 млн. руб.), из бюджетов субъектов Российской Федерации 10,9 млн. руб.

Перечень выполнявшихся в 2015 году мероприятий ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» сгруппирован по заказчику работ.

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ В ЛЕСАХ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.06.2017 N 762)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах (далее — государственный надзор).

2. Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований пожарной безопасности в лесах, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, осуществления пожарной охраны в лесах и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

3. Государственный надзор осуществляют следующие органы государственного надзора:

а) Федеральное агентство лесного хозяйства, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения — при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в случае, когда соответствующие полномочия не переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, ее территориальные органы и природоохранные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, — при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения;

Читайте также:  Чем занимается отдел организации надзора

в) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения.

4. Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают взаимодействие при осуществлении государственного надзора.

5. Перечень уполномоченных на осуществление государственного надзора должностных лиц органов государственного надзора, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 3 настоящего Положения, за исключением должностных лиц, указанных в пункте 6 настоящего Положения, устанавливается положением о федеральном государственном лесном надзоре (лесной охране), утверждаемым Правительством Российской Федерации.

6. Перечень должностных лиц государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, уполномоченных на осуществление государственного надзора, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Перечень уполномоченных на осуществление государственного надзора должностных лиц органов государственного надзора, указанных в подпункте «в» пункта 3 настоящего Положения, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

8. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок пользуются правами, установленными статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 — 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О пожарной безопасности» и Лесного кодекса Российской Федерации.

10. Предметом проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение ими обязательных требований.

11. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 — 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах (далее — мероприятия по контролю), а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

13. Мероприятия по контролю проводятся на основании плановых (рейдовых) заданий, форма и содержание которых устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

14. Проверки органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Проверки граждан осуществляются должностными лицами органов государственного надзора при проведении мероприятий по контролю в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения.

16. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

17. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальном сайте органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Источники:
http://the-books.biz/ekologicheskoe-pravo-rf/statya97-gosudarstvennyiy-pojarnyiy-nadzor-37446.html
http://baikalake.ru/law/1395/

Читайте также:
Adblock
detector