Какой орган осуществляет государственный жилищный надзор

3 сентября в Государственную Думу РФ был внесён проект Федерального закона об увеличении полномочий органов государственного жилищного надзора.

Правительство РФ, а именно этим ведомством разработан законопроект, предлагает расширить компетенцию ГЖН и делегировать им рассмотрение административных дел о невыполнении РСО обязанности по оснащению приборами учёта МКД и жилых домов.

Предполагается, что законопроект N 1165258-6 поможет органам ГЖН более тщательно и эффективно следить за оснащённостью приборами учёта МКД и жилых домов. Изменения планируется внести в статьи 23.48 и 23.55 КоАП РФ.

Полномочия органов государственного жилищного надзора

Оборудовать помещения в МКД и жилых домах приборами учёта обязаны РСО.

Сейчас, согласно ст.20 ЖК РФ, органы ГЖН уполномочены:

  • выявлять,
  • предупреждать
  • и пресекать

нарушения требований энергетической эффективности и оснащённости помещений ПУ. Таким образом, проверяя и даже выявляя подобные нарушения, органы ГЖН не могут привлечь к административной ответственности провинившихся. Пока это право Федеральной антимонопольной службы – согласно ст. 23.48 КоАП РФ.

Орган ГЖН в случае обнаружения нарушения требований энергетической эффективности или отсутствия приборов учёта в 30-дневный срок сообщает об этом в Федеральную антимонопольную службу. Та, в свою очередь, обязана рассмотреть поступившую информацию также в течение тридцати дней.

Большая загруженность сотрудников указанных органов не позволяет рассмотреть все имеющиеся обращения в двухмесячный срок. Два месяца – срок давности, отведённый статьёй 4.5. КоАП РФ для привлечения к административной ответственности за подобные нарушения. Таким образом, большинству недобросовестных РСО удаётся избежать наказания.

Именно поэтому Правительство РФ предлагает расширить полномочия органов ГЖН и дать им право привлекать к ответственности РСО, не устанавливающие приборы учёта в МКД и жилых домах, без участия Федеральной антимонопольной службы.

Установка ОДПУ

Так как ОДПУ входит в состав инженерных сетей, то, соответственно, может быть включён в состав общего имущества в МКД. По месту установки ОДПУ, согласно договору ресурсоснабжения, заключаемому между УО и РСО, проходит граница эксплуатационной ответственности.

За содержание и текущий ремонт ОДПУ несёт ответственность управляющая организация, потому что ОДПУ входит в состав ОИ в МКД. Однако обслуживание и ремонт автоматизированных систем снятия показаний с ОДПУ – обязанность РСО.

Как мы уже говорили, ещё одна обязанность РСО, согласно п.8 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, – установка ОДПУ в помещениях.

Также в п.4 ст.2 Федерального закона уточняется, что понимается под энергетической эффективностью, которой должны соответствовать приборы учёта, – это характеристики, позволяющие оценить полезность использования энергетических ресурсов.

Что делать УО, если РСО не устанавливает прибор учёта? Согласно п.5 Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149, УО, выступающая в роли заказчика, отправляет РСО заявку на установку ОДПУ и прикладывает к ней документы (перечислены в п. 6 указанного приказа):

  • подтверждение права собственности на объект, где требуется установить ПУ;
  • учредительные сведения;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговых органах РФ;
  • подтверждение полномочий подписавшего заявку человека.

К заявке прикрепляются копии перечисленных документов, кроме тех, что подтверждают полномочия лица, – отдаётся оригинал.

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Ипотека — (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… … Энциклопедия инвестора

Читайте также:  Кто осуществляет надзор и контроль охраны труда

Эстония — Эстонская Республика Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на северо западе Восточной Европы, на… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Конституция СССР 1977 — Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила… … Большая советская энциклопедия

ДАНИЯ — ДАНИЯ, занимает площадь в 44.325 км2, с населением в 3.457.390 ч. (1925). Д. одна из стран с наилучшими коефициентами сан. благополучия. В 1927 г. рождаемость в ней равнялась 19,6 на 1.000 населения, смертность 11,6, прирост населения 8,0. За… … Большая медицинская энциклопедия

САНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — САНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. В понятие С. о. включают обыкновенно не только определенный состав того сан. персонала, к рый ведет дело сан. надзора, но и все вопросы самой структуры сан. дела на той или иной территории, объем и формы деятельности… … Большая медицинская энциклопедия

СССР. Введение — Национально государственное устройство и численность населения СССР, союзных и автономных республик (на 1 января 1976) | Союзные и автономные | Террито | Населе | Автоно | Нацио… … Большая советская энциклопедия

Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

Беларусь, Республика Беларусь — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в Восточной Европе. Территория 207,6 тыс. кв. км. Столица г.Минск.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Россия, Российская Федерация — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в восточной части Европы и северной части Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 ЖК.

Понятие государственного жилищного надзора

Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения. Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ. Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.

Муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный надзор

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете. Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства. Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Основные обязанности по надзору в жилищной сфере осуществляет орган государственного жилищного надзора в каждом региональном образовании, который существует в виде департаментов, комиссий, отделов или инспекторов.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.

Читайте также:  Что такое санитарный надзор

Главный государственный жилищный инспектор и его полномочия

Составление плана, координацию деятельности и порядок осуществления государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор, назначаемый правительством Федерации. Он контролирует выполнение обязанностей территориальных и муниципальных образований (департаментов и отделов), утверждает планы, и организует работу путем направления актов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений, получения информации от местных департаментов и инспекторов. Во исполнение своих контролирующих функций главный государственный инспектор имеет право составлять протоколы по фактам административных нарушений в жилищной сфере, направлять акты и предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения в жилом фонде, назначать и освобождать от должности руководителей региональных департаментов, комиссий и отделов.

Предмет проверки жилищного надзора

Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.

Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.

В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:

  • законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
  • принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
  • выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.

Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.

Основания для включения плановой проверки

Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:

  • От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
  • От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
  • От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.

План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.

Основания для включения внеплановой проверки

Регламент, по которому работает государственный жилищный надзор, кроме проведения проверок в соответствии с планом, включает такой пункт как проверки внеплановые.

Читайте также:  Чем отличается контроль от надзора кратко

Регламент проведения мероприятий вне плана в качестве оснований указывает:

  • заявления, жалобы и обращения, поступившие в отдел или департамент от граждан или лиц — субъектов хозяйственной деятельности, в которых приводятся факты нарушений или злоупотреблений в вопросах создания, регистрации или деятельности управляющих многоквартирными домами;
  • акты о невыполнении предписаний, выданных ранее контролирующим отделом для устранения выявленных фактов нарушения законодательных норм;
  • составленные акты о принесении вреда здоровью или жизни граждан, связанные с нарушением жилищного законодательства.

Основные нарушения, по которым объявляются проверки, не включенные в план деятельности:

  • отступление от утвержденного регламента создания объединений владельцев жилья, разработки или внесения изменений в уставных документах, выборов управляющих и заключения с ними договоров и актов на выполнение возложенных обязанностей по содержанию жилого фонда;
  • неправомерные решения и деяния лиц, управляющих многоквартирными домами, в вопросах управления и содержания жилого фонда, проведения ремонтных работ, необоснованного изменения ставок оплаты за оказание коммунальных услуг и так далее.

Внеплановые проверки не включаются в годовой план контролирующих отделов, проводятся внезапно, без предварительного уведомления проверяемых и согласования с органами прокуратуры выхода инспекторов на проверяемый объект.

Права жилищного инспектора и органов жилищного надзора

Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.

Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:

  • получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
  • проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
  • составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
  • оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
  • при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
  • передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.

Понятие общественного жилищного контроля

Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.

Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.

Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.

Источники:
http://official.academic.ru/4654/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80
http://advokat-malov.ru/zhilishhnyj-fond/gosudarstvennyj-zhilishhnyj-nadzor-municipalnyj-zhilishhnyj-kontrol-i-obshhestvennyj-zhilishhnyj-kontrol.html

Читайте также:
Adblock
detector