Какое количество этапов включает банковский надзор

Цели, виды и значение банковского надзора

Банковская система выполняет важнейшую роль в рыночной экономике. Существует двухсторонняя связь между экономикой и банковской системой. Поскольку банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.

Надзор — форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности [2, с.49].

Банковский надзор — система мероприятий и инструментов регулирования банковской деятельности, направленных на поддержание безопасного, стабильного и ликвидного функционирования банковской системы путем установления требований по контролю за банковскими рисками, их ограничению; по поддержанию банками достаточных для покрытия рисков возникновения убытков капитала, общих и специальных резервов [6, с.93].

Банковский надзор — это надзор в банковской сфере. Банковский надзор — это система, процедуры наблюдения и регулирования банковской деятельности с целью повышения ее эффективности и безопасности [15, с.410].

Надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности. Потребность в институте банковского надзора возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом. Банковское дело по своей сути основано на доверии к собственникам и менеджерам кредитной организации со стороны клиента и вкладчика. Именно по этой причине банки традиционно находятся под пристальным присмотром специально созданных для этого органов государственного управления.

Целями надзора за коммерческими банками являются:

защита вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;

защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков и тем самым, будет подорвано доверие ко всей системе);

обеспечение доверия вкладчиков и кредиторов к банковской системе;

формирование эффективной и конкурентоспособной банковской системы, отвечающей потребностям общества;

разрешение проблемных ситуаций в банке, поддержание его надежности;

защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе.

Главная цель банковского надзора — обеспечение безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков). Банковский надзор является обязательной принадлежностью государственного регулятивного процесса и как одна из его форм постоянно совершенствуется.

Вне зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций цели и задачи органов регулирования банковской деятельности исторически не претерпевали радикальных изменений. Если не принимать в расчет различия в формулировках целей банковского надзора в отдельных странах, то они сводятся к следующим:

поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам [21, с.13].

В число основных направлений и задач надзора входят:

разработка и распространение широкого спектра надзорных директив в кредитных организациях;

рассмотрение обращений и заявлений, поданных банками, включая обращения относительно лицензирования банковской деятельности;

мониторинг и наблюдение за банковской деятельностью — анализ финансового положения, контроль за соблюдением законодательства и выполнением кредитными организациями установленных надзорным органом нормативов и положений;

инспекционные проверки на местах;

проведение встреч с руководством банка для рассмотрения и обсуждения вопросов, относящихся к надзору;

инициирование принудительных мер, требующих от банка введения новых политик, процедур и практических методов для исправления проблем, выявленных в банке. Эти меры могут быть приняты в отношении физических лиц, связанных с банком, таких, как члены совета директоров, или против самого банка.

Реализуя свои надзорные функции, Национальный банк Республики Беларусь содействует нормальному функционированию банков, обеспечивая создание им равных условий для конкуренции и развития. Регулирующие и контрольные функции Национального банка определяются в том объеме, который необходим для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Банковский надзор классифицируется по следующим признакам: по времени осуществления; по источникам используемой информации; по полноте охвата деятельности поднадзорных банков.

Классификация надзора в банковской системе приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Классификация банковского надзора

Виды банковского надзора

По времени осуществления

По источникам используемой информации

По полноте охвата деятельности поднадзорных банков

По субъекту надзора

Примечание. Источник: [17, с.126]

По времени осуществления надзорных функций банковский надзор подразделяется на: предварительный, текущий и последующий.

Читайте также:  Общий надзор что это

Предварительный надзор носит предупреждающий характер, предшествуя совершению тех или иных событий или действий в функционировании банковской системы. Его цель — предотвращать незаконные действия и негативные факты в банковской сфере. Например, банковский надзор осуществляется на стадии создания банков, являясь одной из важнейших функций Национального банка Республики Беларусь.

Текущий надзор Национальный банк осуществляет повседневно, регулируя деятельность банков в процессе совершения ими различных банковских операций, например эмиссионных, валютных и др.

Последующий банковский надзор заключается в проверке операций банков, подлежащих надзору, после их осуществления. Он проводится по фактическим документам, подтверждающим совершение банковских операций, регистрам бухгалтерского учета, данным балансов и отчетов и другим сведениям путем обследования банков, анализа и аудита их деятельности [19, с.7].

Целями последующего банковского надзора являются установление соблюдения банковского законодательства, проверка достоверности данных о полноте, своевременности и эффективности совершенных банковских операций, ликвидация допущенных банками нарушений и недостатков в своей работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц наложение штрафных и других экономических санкций.

По срокам выполнения последующий надзор подразделяется на: оперативный и периодический.

Оперативный последующий надзор осуществляется после совершения интересующего события или действия банка с целью оперативного принятия мер для исправления положения при их нежелательных последствиях. Следовательно, оперативный последующий надзор содействует быстрейшему устранению негативных явлений в банковской сфере.

Периодический последующий банковский надзор проводится за определенный отчетный период времени по данным отчетности банков, результатам инспектирования с выездом на места, записям в учетных регистрах поднадзорных банков и другим источникам. Его основная цель состоит в установлении законности, своевременности и целесообразности, совершенных в банковской системе операций и процессов, в выявлении внутренних резервов повышения ее функционирования.

Последующий банковский надзор, отличающийся углубленным изучением всех сторон деятельности банка, позволяет выявить упущения предварительного и текущего надзора. Классификация последующего надзора предполагает его подразделение на проверку (ревизию), обследование и счетную проверку отчетности.

Проверки (ревизии) деятельности банков являются обязательной регулярной формой последующего надзора за их работой. Они базируются на основе первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, результатов инвентаризации наличия денежных средств и материальных ценностей. Подкрепляя свои выводы обоснованными документальными и фактическими сведениями, проверки (ревизии) становятся важным орудием вскрытия и предупреждения нарушений законодательства, банковской дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрибанковских резервов. По способу назначения различают плановые и внеплановые проверки (ревизии) [16, с.201].

Обследование банка проводится по определенному кругу вопросов, что позволяет выявить явные недостатки и нарушения в работе на данный момент или по одному какому-либо вопросу (теме). Оно осуществляется путем ознакомления с отдельными сторонами деятельности банка или его подразделения.

Счетная проверка отчетов банка представляет собой совокупность специальных приемов проверки их достоверности. Роль счетных проверок как одной из форм последующего надзора возрастает на современном этапе, когда банк составляет консолидиророванную (сводную) финансовую отчетность в целом по банку (включая свои дочерние и совместные предприятия и исключая остатки по взаимным расчетам и вложениям). При этом особо важна достоверность исходной банковской информации (слагаемых консолидированного отчета — отчетов дочерних и ассоциированных компаний).

По источникам используемой информации банковский надзор подразделяется на: документальный и фактический.

Документальным называется банковский надзор, при котором используются данные, имеющиеся в формах отчетности, постановлениях и распоряжениях поднадзорных банков, их учетных регистрах и в другой документальной информации.

Фактическим называется банковский надзор, при котором состояние деятельности банка устанавливается на основании обследования, инспектирования или другими способами, связанными с конкретными выездами на места специалистов Национального банка.

Документальный и фактический банковский надзор тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

По признаку полноты охвата банковским надзором деятельности поднадзорных банков различают сплошной и выборочный надзор.

Сплошной надзор охватывает проверкой все без исключения операции банка, подлежащие надзору, а выборочный — лишь их часть с тем, чтобы его результаты можно было распространить на все аналогичные операции контролируемого банка. Точность результатов надзора при этом должна гарантироваться достаточной представительностью (репрезентативностью) выборки банковских операций.

Специализированный надзор за деятельностью банковской системы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставляемых ему законодательством Республики Беларусь.

Реализуя свои надзорные функции, Национальный банк Республики Беларусь содействует нормальному функционированию банков, обеспечивая создание им равных условий для конкуренции и развития. Регулирующие и контрольные функции Национального банка определяются в том объеме, который необходим для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Читайте также:  Сколько получает инспектор пожарного надзора

Пруденциальный надзор за деятельностью банков является одним из видов контроля, осуществляемого правительствами большинства стран мира, и служит обеспечению надежности и безопасности функционирования отдельных кредитных учреждений, а также поддержанию общественного доверия к стабильности банковской системы в целом [13, с.12].

С целью осуществления своих функций в области банковского надзора Национальный банк Республики Беларусь проводит проверки банков и их филиалов и применяет санкции по отношению к нарушителям.

В ходе надзора проводится проверка выполнения соответствующих правил, инструкций, положений, других нормативных документов, обязательных для исполнения всеми банками на территории Республики Беларусь, обеспечивающих безопасное и ликвидное функционирование банковской системы. Устанавливается также, надежно ли функционирует внутренний аудит в банках, в полном ли объеме и в срок представляется бухгалтерская и статистическая отчетность. Надзор осуществляется посредством надлежащего лицензирования и применения его норм и процедур [7, с.45].

Таким образом, от качества проводимого банковского надзора во многом зависит своевременность вскрытия нарушений в организации банковской деятельности, и, следовательно, возможность предупреждения различного рода злоупотреблений, недостач и растрат.

Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:

  • лицензирования;
  • проверки отчетности, представляемой банками;
  • инспектирования (ревизии) на местах;
  • контроля за соблюдением банками требований надзорных органов.

Создание нового банка обычно регулируется общим или специальным банковским законодательством. В большинстве стран необходимо специальное разрешение .(лицензия) на открытие банка.

Лицензирование имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Для получения лицензии подавшее заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего относительно:

  • минимального размера уставного капитала;
  • источников первоначально инвестируемого капитала;
  • состава основных акционеров;
  • квалификации и моральной характеристики руководства;
  • круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;
  • правильности оценки банковских активов по их рыночной стоимости;
  • комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.

Проверка отчетности, представляемой, банками, является дистанционным (документарным) надзором. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительную записку.

Инспектирование (ревизия) на местах предполагает проверку степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента.

С точки зрения периодичности ревизии бывают плановыми, регулярными и внеочередными.

С точки зрения характера инспекции в зависимости от целей и масштабов проверки выделяют общие, ограниченные и специальные ревизии.

Во время общей проверки анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются — соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления и оценивается общее финансовое состояние банка. При ограниченных проверках рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например анализируется кредитный портфель. В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например сделки с иностранной валютой или компьютерная обработка информации.

Контроль за соблюдением банками в строго определенные сроки предписаний органов надзора осуществляется для устранения обнаруженных недостатков. При этом выделяют неофициальные и официальные меры воздействия на банки.

К неофициальным мерам воздействия относятся: гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения и письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.

Официальные меры воздействия включают:

  • предупреждение;
  • директивы по устранению недостатков;
  • штрафные санкции;
  • приказ о снятии с должности руководителя банка;
  • передачу банка под опеку надзорного органа;
  • организацию слияния или поглощения;
  • лишение лицензии на проведение банковских операций;
  • ликвидацию кредитного учреждения.

Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера, поскольку это затрагивает непосредственные интересы вкладчиков. С целью защиты их интересов во многих странах организована система страхования депозитов.

В банковской системе России используются несколько различных направлений государственной и негосударственной контрольно-надзорной деятельности. Безусловно, основным направлением контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере является государственный банковский контроль и надзор за кредитными организациями.

При выделении банковского контроля и надзора как самостоятельных направлений государственной деятельности следует учитывать: а) особую сферу их применения (банковская система и банковская деятельность);

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за сотовыми операторами

б) специальный состав контрольно-надзорных органов, наделенных соответствующими полномочиями в банковской сфере; в) строго определенный круг лиц, признаваемых объектами такого контроля и надзора (например, кредитные организации); г) наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом; д) специальные методы и формы контрольно-надзорной деятельности.

Таким образом, в банковской системе России реализуется несколько направлений государственной контрольной и надзорной деятельности, осуществляемых различными государственными органами. Это и прокурорский надзор, и государственный финансовый контроль, и налоговый контроль в соответствии с действующим федеральным законодательством, находящиеся вне пределов компетенции Банка России. Это и государственный валютный контроль, который согласно закону осуществляют Банк России и Правительство РФ как органы валютного контроля. Это и государственных контроль над деятельностью кредитных организаций в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляемый ФКЦБ России.

Государственный банковский надзор осуществляется Банком России и направлен на обеспечение соблюдения кредитными организациями норм федерального законодательства и нормативов, устанавливаемых Банком России. Государственный банковский контроль над кредитными организациями осуществляется Банком России в особых случаях, предусмотренных банковским законодательством.

Понятия контроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности лица не только с точки зрения ее законности, но и целесообразности.

В отличие от контроля, надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности надзорных органов с поднадзорными объектами. В процессе надзора деятельность лица оценивается лишь с точки зрения законности. Действия поднадзорного лица с точки зрения их целесообразности не оцениваются. При этом вмешательство в оперативную, хозяйственную или иную самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорного лица не допускается. Поэтому если контроль может быть не только государственным, но и негосударственным, то надзор, как правило, осуществляется исключительно органами государства. Только суверенитет государства и функции, предоставленные законом его органам, позволяют им, не имея отношений подчиненности или имущественных отношений, оценивать деятельность поднадзорного лица с точки зрения законности. Полномочия же Банка России на назначение временной администрации по управлению кредитной организацией являются не столько собственно контрольной деятельностью, сколько реализацией юридической ответственности кредитной организации за обнаруженные в процессе надзорной деятельности Банка России правонарушения.

Таким образом, о реализации государственного банковского контроля применительно к кредитным организациям правомерно говорить лишь в особых, упомянутых выше случаях, как правило, в качестве санкции за нарушение банковского законодательства. Именно подобного рода случаи (при их закреплении в банковском законодательстве), как представляется, следовало бы именовать государственным банковским контролем.

Говоря о банковском надзоре, можно выделить следующие основные направления его осуществления:

  • а) надзор за соблюдением государственных стандартов устойчивости кредитных организаций, в том числе обязательных экономических нормативов (пруденциальный надзор);
  • б) надзор за законностью осуществления кредитными организациями банковских операций, включая операции с валютными ценностями;
  • в) надзор за соблюдением иных норм федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и Банка России по различным вопросам деятельности кредитных организаций (соблюдение антимонопольных правил, правил, защищающих права потребителей банковских услуг, требований к обеспечению банковской безопасности и т.п.).

Существует несколько основных принципов банковского надзора (рис. 29.2).

Рис. 29.2. Основные принципы банковского надзора

В рамках банковского надзора Банк России обеспечивает соблюдение кредитными организациями:

  • — федеральных законов (например, антимонопольных, о защите прав потребителей банковских услуг), нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, касающиеся банков и банковской деятельности;
  • — требований к банковской безопасности и к банковской инфраструктуре;
  • — требований банковского законодательства и Банка России к профессиональным и личным качествам руководителей кредитных организаций. Именно в процессе надзорно-контрольной деятельности Банк России проверяет соблюдение кредитными организациями своих предписаний и предупреждений, направленных на устранение обнаруженных правонарушений и недостатков.

Источники:
http://www.bankmib.ru/1041.html
http://studme.org/99251/pravo/bankovskiy_nadzor

Читайте также:
Adblock
detector