Какие виды работ подлежат государственному метрологическому надзору

Государственный метрологический надзор осуществляется:

  • — за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;
  • — за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
  • — за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический надзор осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующими НД, главным образом Правил по метрологии.

Функции ГМН возложены на органы Государственной метрологической службы. Для их реализации необходимо наличие нормативной базы, материально-технического обеспечения и квалифицированных и ответственных кадров. К настоящему времени действуют три нормативных документа, которые регламентируют проведение ГМН.

В соответствии ПР50.2.002- 94 орган ГМС, осуществляющий проверку не позднее чем за 5 дней до ее начала, информирует предприятие о календарных сроках ее проведения проверки, а также приглашает в случае необходимости представителей других контрольно-надзорных органов. Госинспекторы проверяют:

  • — наличие и полноту перечня СИ, подлежащих ГМКиН;
  • — соответствие состояния СИ и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям;
  • — наличие сертификата об утверждении типа СИ;
  • — наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке, а также соблюдение межповерочного интервала;
  • — наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений;
  • — наличие лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат СИ предприятием, занимающимся укатанными видами деятельности;
  • — наличие документа, подтверждающего право проведения поверки СИ силами МС данного юридического лица;
  • — наличие документов, подтверждающих органами ГМС аттестацию лиц, осуществляющих поверку СИ, в качестве поверителей;
  • — правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ в соответствии с НД.

ПР 50.2.003-94 определяют порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых* при совершении торговых операций. Количество отчуждаемого товара определяется в результате процедуры измерений, а стоимость фиксируется.

Нарушениями метрологических правил и норм считаются:

  • — отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявленным для продажи (обмер, обвес). Расхождение между заявленным количеством, полученным при контрольном измерении, не должно превышать норм, установленных правилами торговли. При отсутствии этих норм расхождение не должно превышать суммы абсолютных пределов допускаемых погрешностей СИ, применяемых продавцом и госинспектором;
  • — отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует заплаченной цене (обсчет).

Рассматриваемый вид надзора осуществляется в основном в виде контрольной покупки. Проверка правильности отпуска товаров и произведенных расчетов проводится после получения продавцом кассового чека или кассиром наличных денег и после передачи товаров покупателю, а в магазине самообслуживания — после получения денег кассиром-контролером и выдачи чека и покупки.

Товары, приобретенные госинспектором и объявленные контрольной покупкой, должны оставаться на прилавке или в узле расчета до вызова представителя администрации. В необходимых случаях при перевешивании они могут быть перенесены в другое место в присутствии продавца и представителя администрации.

Контрольные измерения производятся на исправных, поверенных СИ совместно с лицами, отпустившими товары. При составлении акта в нем указываются все реквизиты используемого СИ.

ГМН за количеством товаров может преследовать и другие цели: проверку состояния СИ, контроль, за правильностью выполненных измерений. В этом случае нарушениями метрологических правил и норм также считается использование СИ, не соответствующих типу, неповеренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания.

ПР50.2.004-94 устанавливают порядок Государственного метрологического надзор 311 количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Фасованные* товары как объект надзора представляют собой товары, которые в отсутствие покупателя запаковываются и запечатываются, при этом количество содержимого (масса, объем и др.) в упаковке не может меняться без ее вскрытия или деформации.

ГМН за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида осуществляется путем контроля за соблюдением метрологических требований к содержимому нетто в упаковках.

Такой надзор основан на методах статистического контроля качества с использованием таких понятий, как выборка, среднее арифметическое значение, среднее квадратичное отклонение и т. д.

Основное требование, предъявляемое к партии фасованных товаров в упаковках: среднее содержимое партии фасованных товаров в упаковках не должно быть меньше номинального количества, укатанного на упаковке. Если в одной упаковке имеет место недовложение, то в другой должно быть «перевложение», а в среднем партия должна соответствовать номинальному количеству, укатанному на упаковке. Это важное требование, которое защищает не каждого конкретного потребителя, а потребителя как общественную категорию от материального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик фасованных товаров.

Количество потребительского товара, содержащегося в упаковке, должно отвечать следующим требованиям.

Отклонение содержимого нетто каждой индивидуальной упаковки от номинального количества (количества, указанного на упаковке) не должно превышать значение предела допускаемых отклонений (Т), регламентированного в НД. Если нет специальных указаний в НД, упаковки с фасованным товаром считаются бракованными, когда отклонение содержимого нетто индивидуальной упаковки от номинального количества превышает значение Т, укатанного в таблице Правил по метрологии (ПР 50.2.004-94). Например, для номинального количества нетто (М) от 5 до 50 г Т равно 9% от М, а от 15000 до 25000 г — 1%.

Продавец несет ответственность за соответствие количества товара в упаковке номинальному количеству. Если недовложение товара превышает допустимое значение, то упаковка считается бракованной и подлежит реализации только после определения действительного значения количества фасованного товара в упаковке.

Объектом надзора являются не только индивидуальные упаковки товара, но и партии фасованных товаров, имеющих одно и то же номинальное количество, один и тот же вид упаковки, расфасованные одним и тем же юридическим лицом. Среднее содержание нетто для любой партии фасованных товаров должно быть не меньше номинального количества.

Измерение значения содержания нетто фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении ГМН должно выполняться с погрешностью, в большинстве случаев не превышающей 0,2 предела допускаемых отклонений (Т).

1. Сферы распространения метрологического контроля и надзора, установленные Законом РФ №102 “Об обеспечении единства измерений”.

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) осуществляется ГМС с целью проверки соблюдения правил законодательной метрологии — Закона об обеспечении единства измерений, государственных стандартов, правил по метрологии и других НД.

Объектами ГМКиН являются: средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, предусмотренные правилами законодательной метрологии (рис. 11).

Основными целями закона «Об обеспечении единства измерений», принятого в 2008 г., являются:

• установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

• регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

• защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

• содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц ФВ;

Читайте также:  Строительный надзор что такое

• гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.

Закон закрепляет ряд основных понятий метрологии. Одним из главных является единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Кроме этого, в Законе даны определения таких понятий, как средство измерений, эталон, единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средства измерения, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке. Приведенные определения соответствуют специальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) осуществляется ГМС с целью проверки соблюдения правил законодательной метрологии — Закона об обеспечении единства измерений, государственных стандартов, правил по метрологии и других НД.

Объектами ГМКиН являются: средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, предусмотренные правилами законодательной метрологии (рис. 11).

В соответствии со ст. 1 вышеназванного Закона ГМКиН распространяется на строго ограниченные сферы (их 17), объединенные в 10 направлений:

1) здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности;

2) торговля и товарообменные операции, выполнение работ по расфасовке товаров;

3) государственные учетные операции;

4) обеспечение обороны государства;

5) геодезические и гидрометеорологические работы;

6) банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

7) осуществление мероприятий государственного контроля (надзора);

8) оценка соответствия промышленной, а также иной продукции и объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;

9) измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитража, других органов государственного управления;

10) регистрация национальных и международных спортивных рекордов.

Примерами СИ, являющимися объектами ГМКиН, являются:

в здравоохранении — средства измерения кровяного давления, медицинские термометры, аналитические весы, шприцы, камеры и приборы счета клеток, средства взвешивания;

области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда — дозиметры при контроле уровня радиации, шумомеры, шинные манометры для автомобилей, приборы для измерений содержания окиси углерода в выхлопных газах автомобилей;

сфере торговых операций — СИ для контроля количества товара, в частности длины (жесткие и гибкие метры, измерительные ленты, штангенциркули, микрометры), площади (планиметры и мерильные машины для измерения площади поверхностей), объема (бутыли и бочки с указанием номинального объема, колбы, мерники, мерные цилиндры, градуированные пробирки, пипетки), массы (гири и весы различных типов), температуры (термометры).

Нужно иметь в виду, что СИ одного и того же назначения могут быть и не быть объектом ГМКиН. Например, СИ длины на национальных и международных соревнованиях являются объектом ГМКиН, а на рядовых работах на садовом участке не являются. Прибор для измерения давления в промышленных установках (манометр) является объектом ГМКиН, если используется для контроля давления в паровом котле, и не является объектом в резервуарах, работающих под низким давлением, так как неточные измерения в последнем случае не будут причиной аварийной ситуации.

2. Виды и характеристики государственного метрологического контроля: утверждение типа средств измерений, поверка средств измерений, лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ.

Законом об обеспечении единства измерений предусмотрено три вида контроля и три вида надзора.

Государственный метрологический контроль включает:

утверждение типа средств измерений;

поверку средств измерений, в том числе эталонов;

лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ, при выпуске из производства или ввозе по импорту. Указанная процедура предусматривает обязательные испытания СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию, выдачу сертификата об утверждении типа.

Испытания СИ проводятся государственными научными метрологическими центрами, аккредитованными в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ). Решением Ростехрегулирования в качестве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы специализированные организации вне системы Ростехрегулирования. Например, ряд СИ медицинского назначения проходят в ГЦИ системы Минздрава России. Испытания проводят по утвержденной программе, которая может предусматривать определение метрологических характеристик конкретных образцов СИ и экспериментальную апробацию методики поверки.

Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия агенством Ростехрегулирование решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр, который ведет Ростехрегулирование. На СИ утвержденного типа и эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установленной формы (рис. 12, а).

Рис. 12. Знаки в метрологии:

а — знак утверждения типа СИ; б — поверительное клеймо; в — знак системы добровольной сертификации СИ

При истечении срока действия сертификата, наличии информации от потребителей об ухудшении качества СИ, при внесении в их конструкцию или технологию изготовления изменений, влияющих на нормированные метрологические характеристики, проводятся испытания на соответствие СИ утвержденному типу. Если СИ изготавливаются или ввозятся из-за рубежа в единичных экземплярах, то процедура утверждения типа проводится по упрощенной схеме.

В соответствии с международными соглашениями, заключенными Россией с другими странами, бывшим Госстандартом было принято решение о признании результатов испытаний при утверждении типа СИ, что является основанием для внесения типа импортируемых СИ в Государственный реестр и их применения в Российской Федерации.

Информация об утверждении типа СИ и решение об его отмене публикуются в официальных изданиях агентства Ростехрегулирование. Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц данными об утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метрологической службы Ростехрегулирования.

Как факт успешной реализации Закона об обеспечении единства измерений можно расценивать динамику роста числа утверждаемых в России типов СИ: в 1993 г. — 275, в 1994 г. — 579, в 1995 г. — 631, в 1996 г. — 828, в 1997 г. — 1026, в 1998 г. — 1200. Около половины этого числа — СИ отечественного производства. В 2002 г. было утверждено 1850 новых типов СИ, в том числе 828 типов иностранного производства.

Поверка СИ.СИ, подлежащие ГМКиН, подвергаются поверке органами ГМК при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. В отличие от процедуры утверждения типа, в которой участвует типовой представитель СИ, поверке подлежит каждый экземпляр СИ.

Согласно законодательству РФ допускается продажа и выдача напрокат только поверенных СИ. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются Ростехрегулированием. Развернутые перечни СИ, подлежащие поверке, составляют юридические и физические лица — владельцы СИ*. Правильность указанных перечней контролируется органами ГМС.

Анализ (проведенный ВНИИ метрологической службы) сфер распространения ГМКиН показал, что более 50% парка СИ должны подвергаться поверке. Учитывая, что на территории РФ эксплуатируется около 1,5 млрд СИ, ежегодная потребность в поверке составляет 150 — 200 млн единиц СИ. Положение осложняется тем, что в последнее время этот парк интенсивно пополняется новыми типами приборов, используемых в сфере ГМКиН, — электрическими и газовыми счетчиками, бытовыми счетчиками холодной и горячей воды, теплосчетчиками и т.п. Поэтому органы ГМС не в состоянии обеспечить поверку только своими силами. По решению Ростехрегулирования право поверки может быть предоставлено аккредитованным МС юридическим лицам.

Читайте также:  Что такое надзор в суде

Пример поверительного клейма дан на рис. 12,6.

Поверительные клейма должны содержать следующую информацию:

1) знак федерального органа по метрологии РФ — Госстандарта России (ныне Ростехрегулирование);

3) две последние цифры года применения клейма;

4) индивидуальный знак поверителя (одна из букв, взятых из русского, латинского или греческого алфавита).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Областями применения настоящей рекомендации являются:

п роизводство средств и з мерений;

испытания , поверка и калибровка средств измерений;

использование и применение средств измерений;

техническое обслуживание и ремонт средств измерений;

импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;

сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;

сертификация продукции и услуг.

Рекомендация разработана с учетом следующих документов:

В настоящей рекомендации применяют следующие термины и определения:

3 .1. Метрологический контроль и надзор — деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

3.2. Метрологическая служба — совокупность с убъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

3.3. Средство измерений — техническое устройство, предназначенное для измерений.

3.4. Эталон единицы величины — средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

3.5. Поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими у п олномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

3.6. Калибровка средств измерений — совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

3.7. Утверждение типа средств измерений — решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средств измерений установленным требованиям.

4 .1. Объекты метрологического контроля и надзора

Объектами метрологического контроля и надзора являются:

состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых );

состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;

соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;

своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

4.2. Формы метрологического контроля и надзора

Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами еди н иц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются док ум ентами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.

4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора

4.3 .1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:

внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы , с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.

4.4. Периодичность метрологического контроля и надзора

4.4.1. Периодичность осуществления метрологического контроля и надзора устанавливает руководитель метрологической службы юридического лица.

4.4.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.

4.4.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений , могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образова н ия комиссии по распоряжению руководителя метроло г ической службы.

5. 1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений

При осу щ ес т влении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:

правил ь ность отнесения средств измерений (составление перечня) к средствам измерений, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору;

правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств;

соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений требованиям нормативных документов;

наличие оттисков клейм, калибровочных знаков, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки или калибровки;

соответствие сроков проведения поверк и ( калибровки) требованиям нормативных документов;

наличие и целостность поверительн ы х клейм (основного и защитного) и калибровочных знаков;

отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

правильность использования средства измерений по назначению; соответствие условий эксплуатации СИ требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности , давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д. );

правильность монтажа и установки средств измерений;

правильность настройки средств измерений;

полноту и качество комплектации средств измерений;

правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

правильность хранения средств измерений, которые не используются постоянно;

соответствие средства измерений, его размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техни к и безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2. Метрологический надзор за аттестованными методиками выполнения измерений

При осуществлении метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений ( М ВИ) проверяют:

наличие аттестации МВИ, использующих средства измерений, входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, и н аличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

Читайте также:  Кем упраздняются федеральные надзоры

определение метрологических характеристик МВИ, использующих средства измерений, не входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.

5.3. Метрологический надзор за эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами проверяют:

наличие свидетельства о поверке (сертификата о калибровке) эталона;

наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов; наличие договора (о в ) с органами (организациями) Госстандарта России или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативной документации.

5.4. Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метроло ги ческих правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

полноту и актуальность нормативной документации, регламентирующей метрологическую деятел ь ность юридического ли ц а;

наличие лицензий (при необходимости) на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений;

состояние выполнения подразделениями юридического лица требований по организации и проведению измерений;

условия, в которых проводятся измерения, а также поверка и калибровка средств измерений;

квалификацию персонала, выполняющего измерения, а также поверку (калибровку) средств измерений;

правильность использования единиц величин, допущенных к применению или установленных заказчиком, их кратных или дольных значений;

правильность применения наименований и обозначений единиц величин, их кратных и дольных значений;

правильность обозначения метрологических характеристик средств измерений и методик выполнения измерений в установленной форме и в установленном месте;

правильность применения наименований и обозначений средств измерений и эталонов.

5.5. Выдача обязательных предписаний

В случае нарушений метрологических правил и норм уполномоченные лица метрологической службы юридического лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на пре д отвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения А.

5.6. Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибро в ку

При осуществлении проверки устанавливают:

наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

наличие перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контрол ю и надзору, и графика их представления на поверку, согласованного с органами Государственной метрологической службы или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

наличие графика калибровки средств измерений;

соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений.

6.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение Б). В акте должно быть отражено состояние проверяемых объектов и раскрыты причины выявленных нарушений.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

6.2. Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, н е согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

6.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя подразделения, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая председателем комиссии.

6.4. Акт проверки составляется, как правило, в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр остается у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копия акта направляется руководству предприятия для принятия необходимых мер.

6.5. Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии определяется руководителем предприятия и фиксируется в нормативных документах предприятия.

7. 1. Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

соблюдать правила дос т упа лиц в подразделения предприятия;

обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

пол уч ать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;

осуществлять проверки в соответствии с разделом 5 настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;

гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ , выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;

руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

В зависимости от тяжести последствий , к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм , к нарушителям могут применяться следующие меры:

выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

экономические меры, применяемые руко в одством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия.

от ________ 1 9 г . Выдано на основании акта проверки

от _____________ 19 г.

При проверке _____________________________________________________________

конкретные направления проверки:

состояние и применение СИ, аттестованные МВИ и т.п.

были обнаружены следующие нарушения:

конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.

Изымаются из эксплуатации:

перечень СИ с указанием причин изъятия

перечень и сроки устраняемых нарушений

Председатель комиссии по проверке ______________ ___________________

по д пись и н и циалы, фами л ия

наименование подразделения предприятия

наименование, дата и номер распоряжения о проверке

комиссия в составе:

п редседатель комиссии

д олжность, фамилия , инициалы

д олжности, фамилии , инициалы

конкретные направления пров е рки: состояние и применение СИ,

аттестованные МВ И и т.п.

При проверке устано в лено:

Проверяемые объекты, характеристики

1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке

2. Состояние эталонов

3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений

р е комендации по устранению не д остатков и совершенствованию метрологической деятельности

Председатель комиссии ____________ _____________________

подпись и нициалы, фамилия

Члены комиссий: ____________ _____________________

подпись и нициалы, фамилия

С актом ознакомлен: _____________________

_______________ _________________ проверяемого подразделения,

Источники:
http://studopedia.ru/2_33769_zanyatie—gosudarstvenniy-metrologicheskiy-kontrol-i-nadzor.html
http://files.stroyinf.ru/Data1/10/10941/

Читайте также:
Adblock
detector