Какая прокуратура надзирает за таможней

17 мая 2014
Высоцкая Ольга Николаевна:

Обжаловать действия и решения, нарушающие законные права и интересы работников таможенных органов, можно несколькими способами, а именно при обращении к руководителю вышестоящего таможенного органа, в суд или в органы прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью деятельности конкретных таможенных органов.

Так, надзор за законностью деятельности Московской областной таможни осуществляется Московско-Ярославской транспортной прокуратурой, расположенной по адресу: 107140, г. Москва, Комсомольская площадь, д. 5/45.

За деятельностью Московской таможни надзирает Московско-Курская транспортная прокуратура по адресу: 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 8, стр. 6.

Надзор за законностью деятельности Центральной акцизной таможни возложен на Юго-Западную транспортную прокуратуру, расположенную по адресу: 119048, г. Москва, ул. Хамовнический вал, д. 1.

За деятельностью Центральной энергетической таможни надзирает Московско-Рязанская транспортная прокуратура по адресу: 1055066, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 17.

Надзор за законностью деятельности Шереметьевской, Домодедовской и Внуковской таможен осуществляется Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, расположенной по адресу: 129212, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 58, корп. 10

По вопросам обжалования действий Центрального таможенного управления ФТС России, Центральной оперативной таможни, Центральной базовой таможни, ЦЭКТУ, Центральной таможни(кинологический центр) необходимо обращаться в аппарат Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, расположенный по адресу:107140, г. Москва, ул. 2-я Леснорядская, д. 13/15

Прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

В соответствии с Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложены следующие функции:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (в частности, органами ФСБ, МВД, федеральными органами налоговой полиции, таможенной службы);

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

участие в правотворческой деятельности; внесение представлений в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о даче разъяснений по вопросам судебной практики; обращение в Конституционный суд Российской Федерации по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Читайте также:  Контрольно надзорные мероприятия что это такое

Прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов осуществляют специализированные прокуратуры — транспортные. Возглавляет систему транспортных прокуратур Управление Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах.

Общие вопросы организации надзора в таможенной сфере

Одним из главных направлений деятельности транспортных прокуратур является надзор за исполнением законов в таможенной сфере, который строится с учетом требований приказов Генпрокурора РФ от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере», 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», 26.10.2009 № 344 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества должника в качестве способа обеспечения взыскания таможенных пошлин, налогов».

Транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, определяют перечень объектов надзора, разграничивают предметы ведения и границы деятельности с подчиненными транспортными прокуратурами.

Генпрокурор РФ требует от транспортных прокуроров сосредоточить усилия на исполнении законодательства, регламентирующего таможенный контроль, контроль таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных платежей, таможенные процедуры, валютный контроль.

Следует проверять правомерность решений таможенных органов, связанных с проведением таможенных операций, выдачей разрешений, включением в реестры. Требуется добиваться от таможенных органов своевременного выявления и пресечения таможенных правонарушений и преступлений, установления виновных в них лиц и привлечения их к ответственности, возмещения причиненного ущерба. Необходимо регулярно проводить в поднадзорных органах проверки учета и регистрации сообщений о преступлениях. Для выявления преступлений в таможенной сфере, сокрытых от учета, практиковать проверки в подразделениях, производящих таможенное оформление товаров, начисление и взыскание таможенных платежей, проверки нижестоящих таможенных органов и участников ВЭД. Проверке подлежит законность производства по административным делам о таможенных правонарушениях и взыскания штрафов; законность правовых актов, издаваемых таможенными органами. Необходимо проверять законность использования бюджетных средств, выделенных на совершенствование таможенной инфраструктуры, сохранность федеральной собственности, находящейся в распоряжении таможенных органов.

Нельзя не учитывать, что таможенное законодательство непрерывно совершенствуется, и необходимо постоянно «отслеживать» изменения в нем, особенно в связи с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (далее – ТК ТС). Это законодательство весьма сложное, желательно ознакомиться с разъяснениями, которые дают специалисты [2] . Транспортные прокуроры должны иметь положения о таможенных органах, за исполнением законов которыми осуществляют надзор, об их структурных подразделениях.

Читайте также:  Как осуществляется надзор за освобожденными

Генпрокурор РФ обязывает транспортных прокуроров анализировать состояние законности в таможенной сфере, обобщать прокурорскую и следственную практику по уголовным делам о таможенных преступлениях, а также преступлениях по службе, совершенных должностными лицами таможенных органов, результаты анализа использовать при планировании надзора; сообщать в докладных записках об итогах работы за год и полугодие по направлениям деятельности в Генпрокуратуру РФ.

Для анализа состояния законности требуются данные об объемах и характере внешнеторговых операций (динамика нарушений таможенного законодательства может быть обусловлена изменением этих данных), другая статистическая отчетность таможенных органов. Ежегодно ФТС России определяется перечень форм статотчетности, например, приказом от 28.12.2009 № 2407 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2009 году». Следует использовать статистику, отражающую результаты таможенного контроля: 78-«СУР» (содержит информацию о применении системы управления рисками); 60-«Результаты проверочных мероприятий»; 16-«Контроль таможенных деклараций»; 56-«ИДК» (о применении инспекционно-досмотровых комплексов); 40-«Проверочные мероприятия»; 60-«Результаты проверочных мероприятий» и др.

Используется и отчетность ФТС России, отражающая результаты правоохранительной деятельности. Это формы 1-ГУТРД «Отчет о движении уголовных дел по таможенным преступлениям» (приводятся данные о контрабанде с разбивкой не только по частям ст. 188 УК, но и по предмету контрабанды: наркотики, оружие, нефть и др., с указанием стоимости этих товаров; о других таможенных преступлениях (ст. 189, 190, 193, 194 УК); лицах, их совершивших, и др.),

  • 2-ГУТРД «Отчет о материалах с признаками преступлений» (в частности, в форме отражаются данные о возбужденных уголовных делах: по результатам применения системы управления рисками, деятельности оперативных и иных подразделений таможенных органов и т.д., что позволяет оценить результативность этой деятельности);
  • 3-ГУТРД и приложения к ней «Отчет об административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов», 11-штраф – об исполнении постановлений о наложении взысканий в виде штрафа и др.

Особенностью ряда форм отчетности ФТС России является ее «привязка» к актам прокурорского реагирования, судебным решениям, которые были вынесены по вопросам, связанным с таможенным делом. Это формы «10-суд» – о рассмотрении дел в судах общей юрисдикции; «14-суд» – о рассмотрении дел в арбитражных судах; «16-прок», «17-прок», «19-прок», «5-кад» – о состоянии правопорядка и дисциплины.

Сведения о преступлениях коррупционной направленности в таможенных органах запрашиваются в подразделениях службы собственной безопасности (ССБ), которые выявляют 96–98% этих преступлений. ССБ располагают также данными о лицах, совершивших эти преступления; сотрудниках, совмещавших службу с предпринимательской деятельностью, о привлеченных к дисциплинарной ответственности и др.

Прокурорам по договоренности с таможенными органами желательно знакомиться с их аналитическими материалами. Однако запрашивать в прокуратуру можно только ту информацию, которая предусмотрена Законом о прокуратуре. В структуре ФТС России имеется Аналитическое управление, а некоторые РТУ имеют такие подразделения (Сибирское, Уральское). Региональный узел связи по правоохранительной работе ВТО по странам СНГ RILO-Москва издает бюллетени, отражающие состояние преступности в таможенной сфере и борьбы с ней, причем не только в России, но и странах – бывших союзных республиках СССР. В бюллетенях приводятся сведения и об административных правонарушениях, причем за ряд лет.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за мчс

Информация для анализа запрашивается и из других органов. Например, в территориальных агентствах по управлению имуществом прокуроры могут получить сведения о нарушениях законодательства при использовании таможенными органами государственного имущества, в том числе зданий, сооружений, складов и пр.; о привлеченных за эти нарушения к ответственности лицах и др. Целесообразно использовать данные антимонопольной службы, Счетной палаты.

Используется также государственная статистика, отражающая состояние преступности, борьбы с ней, прокурорского надзора, другие источники информации, которые является общими и для территориальных, и для транспортных прокуроров.

Анализ приказов Генпрокурора РФ, состояния законности позволяет определить приоритетные направления надзора за исполнением законов в таможенной сфере. Как правило, ими являются надзор за исполнением законодательства: о таможенном контроле, таможенных платежах, правах участников ВЭД, таможенных процедурах, запретах и ограничениях; перемещении отдельных видов товаров: леса, морепродуктов, объектов СИТЕС, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и пр., государственной службе и противодействии коррупции, валютного законодательства, административно-юрисдикционной деятельности.

Нормативной базой, которой оперируют прокуроры, кроме ТК ТС, являются: международные договоры, международные договоры (соглашения) государств – членов ТС; решения Комиссии ТС, НК, Федеральные законы «Об оружии», «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О таможенном тарифе», «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) и др., указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты ФТС России и другие органов (Минфина России, ЦБ РФ и т.д.).

ТК ТС имеет прямое действие. Прокурорам следует знать, что ТК ТС изменил по сравнению с прежним Таможенным кодексом РФ многие основные понятия и правовую регламентацию ряда институтов. Соответственно, существенные отличия от Кодекса имеет и Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принятый в соответствии с ТК ТС.

Источники:
http://vuzlit.ru/1208616/prokurorskiy_nadzor_deyatelnostyu_tamozhennyh_organov
http://studme.org/70190/pravo/nadzor_ispolneniem_zakonov_tamozhennoy_sfere

Читайте также:
Adblock
detector