Государственный пожарный надзор что проверяет


За основу был взят Приказ МЧС №375 от 28.06.2012г. Об утверждении Административного регламента МЧС исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее — регламент). Документ предназначен для инспекторов ГПН, как основное руководство в работе. Разберем что проверяет инспектор и что осуществляется при проведении плановой проверки пожарной безопасности на основании регламента.

При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

1. выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.

В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям осуществляется проверка в соответствии с подпунктами 2 – 11 настоящего пункта;

Первое, что делает инспектор, это определяется, по каким требованиям будет проверять объект. Если есть расчет пожарного риска, то по 1), если нет (не соответствует) по 2)

По поводу расчета пожарного риска. Инспектор проверяет только правильность исходных данных. Например, если в расчете у вас указано 2 эвакуационных выхода, а на самом деле он один (второй например не является эвакуационным, а вы этого не знали), такой расчет не принимается и при проверке не учитывается. Сам расчет, его ход, все формулы в нем инспектор не проверяет. Если претензий к входящим данным нет, расчет считается соответствующим и учитывается при проверке.

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

12. На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

13. На объекте с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха,

а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), руководитель организации организует подготовку лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара.

Может, попросить (потребовать) провести тренировочную эвакуацию, опросить ответственных лиц на предмет знаний своих обязанностей и порядка действий в случае пожара.

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

1. Четко определите объект, к которому должны предъявляться ТПБ.

2. Выясните все требования предъявляемые к нему.

Правила поведения людей может означать разработку инструкций по типу «там-то курение, розжиг костров и т.п. запрещается», «после работы привести помещение в чистоту и порядок, убрать горючие отходы, и т.д.». Это маленькие инструкции, обычно на одном листе, разрабатываются например для помещений, складов, производственных процессов. В общем, думаю, ясно.

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

— деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;

— деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

Что относится к деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах

9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов

Читайте также:  Контрольно надзорные мероприятия что это такое

10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

скачать:

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Во время проведения плановой проверки:

1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН. К указанным документам относятся:

— правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;

— документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, — должностные инструкции);

— декларация пожарной безопасности;

— имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;

— материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;

— техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;

— технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;

— договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;

— лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

— сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности, с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

обследования объекта защиты (визуального осмотра);

-отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;

-проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.

Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.

Если возникли вопросы или замечания, пишите их в комментарии

На каждом предприятии должна быть документация по ПБ, это необходимо и при проверках, и в целях выполнения правил действующего законодательства. Контрольные мероприятия проводятся по установленным требованиям, в том числе должностным лицом органа ГПН производится анализ предоставляемых документов. В ходе проверки анализу подвергается пожарная документация на предприятии с использованием специальных чек-листов.

Учрежденные МЧС РФ проверочные листы

Формы и бланки утверждены в Приказе МЧС России от 28.06.2018 № 261. В приказе 19 приложений — чек-листов, содержащих контрольные вопросы при проведении проверок:

  • зданий образовательных организаций, больниц, домов престарелых;
  • гостиниц и общежитий;
  • многоквартирных домов;
  • культурных и спортивных объектов;
  • зданий торговли;
  • помещений и зданий общественного питания;
  • зданий бытового и коммунального обслуживания;
  • помещений и зданий религиозных организаций;
  • зданий научных и офисных организаций;
  • складов;
  • производственных корпусов;
  • объектов, используемых в деятельности садоводческих и огороднических товариществ;
  • зданий сельхозпредприятий.

На изображении — первая страница вопросов чек-листа № 1 для дошкольных организаций, медучреждений, домов престарелых (содержит 168 вопросов).

Объекты подразделяются по классам пожарной опасности.

В соответствии с п. 30 Положения Правительства РФ № 290 от 12.04.2012, инспекторы обязаны их использовать при осуществлении контроля и не вправе выходить за установленные в чек-листах рамки. То есть в них указаны вопросы, перечнем которых проверяющие обязаны ограничиться. Какая должна быть документация по обеспечению пожарной безопасности, в них напрямую не указано, но это следует из текста вопросов и других подзаконных актов.

Распорядительная документация по организации пожарной безопасности

В законодательстве четко указано, какая пожарная документация должна быть на предприятии, хотя отдельно в каком-либо законе или подзаконном акте перечень не приведен. Прежде всего, большая группа бланков — это распорядительные акты. В соответствии со ст. 39 ФЗ-69, персональную ответственность за обеспечение пожбезопасности несут не только собственники, но и ответственные лица, которые должны быть отдельно назначены (начальники цехов, заведующие и заместители для контроля ситуации на местах). Приказы необходимы и для регулирования других вопросов в организации.

Читайте также:  Кто осуществляет строительный контроль и технический надзор

Какие приказы следует издать:

  • о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность на закрепленных за ними участках: в филиалах, подразделениях, зданиях, цехах, помещениях и т. д.;
  • о формировании пожарно-технической комиссии;
  • об утверждении единой общей инструкции о мерах ПБ в организации;
  • о порядке прохождения инструктажей и обучения по ПБ;
  • об утверждении программ такого обучения и минимума знаний по пожарной безопасности для отдельных категорий сотрудников;
  • о действиях коллектива при пожаре;
  • об утверждении перечня создаваемых инструкций по ПБ;
  • о порядке организации тренировок по использованию средств пожаротушения;
  • об организации тренировок по порядку эвакуации персонала;
  • о запрете на курение и установлении специально отведенных мест для курильщиков;
  • о закрытии помещений после рабочего дня;
  • об отключении электроприборов в случае пожара;
  • об организации электрического хозяйства, ответственного за его состояние;
  • о назначении ответственных за содержание средств пожаротушения, соответствующего инвентаря.

Все эти распоряжения входят в перечень документации по пожарной безопасности в организации в обязаельном порядке.

Инструкции о действиях работников в различных обстоятельствах

Инструкции — это еще одна большая группа, входящая в общий комплекс, называемый документация в области пожарной безопасности. Обычно они разрабатываются в целях исполнения приказов работодателя или установления методики и правил действий в определенных ситуациях.

Общий перечень необходимых инструкций:

  • общая инструкция по мерам ПБ на предприятии;
  • о порядке действий при наступлении пожара;
  • о порядке проведения тренировок по использованию средств пожаротушения;
  • о действиях по эвакуации работников и имущества при наступлении пожара;
  • об осмотре и закрытии рабочих и производственных помещений в конце рабочего дня;
  • о нормах эксплуатации наружного и внутреннего водопроводов;
  • об оказании помощи пострадавшим до прибытия медицинских работников;
  • о содержании, учете и списании огнетушителей и иного оборудования;
  • о действиях специально обученного персонала при получении данных о пожаре или неисправности систем ПБ.

Вместе с распорядительной документацией инструкции должны создавать блок документации, учитывающей все особенности и специфику деятельности конкретного предприятия.

Графики, планы и программы

Эти документы служат для учета и установления периодичности определенных мероприятий на производстве. Такая документация по пожарной безопасности в организации 2019 года регламентирует и процедуры их проведения.

Графики устанавливают периодичность, даты проведения тренировок, инструктажей, работ. Планы, в том числе план противопожарных мероприятий на конкретный год, направлены не только на установление сроков мероприятий, но и порядок их проведения. Отдельно разрабатываются такие важные бланки, как программы инструктажей, они должны учитывать законодательные положения и рекомендации.

Проверочная и контрольная документация

Это акты, журналы регистрации, проверки и учета. Все события необходимо фиксировать, чтобы иметь доказательства осуществления необходимых мероприятий, причем в сроки, установленные законодательством. Акты составляются при проверке состояния сетей и оборудования (систем сигнализации, качества огнезащиты и т. д.), журналы отражают и фиксируют факт проведения мероприятия (тренировок, инструктажей и т. д.).

Документы по пожарной безопасности на объекте

Все перечисленные документы составляют такой пакет, как документация по пожарной безопасности, необходимая на объекте. В зависимости от специфики деятельности организации могут потребоваться и дополнительные инструкции, положения, приказы и т. д. Кроме того, перечень включает приказ руководства об обеспечении ПБ, планы эвакуации, акты проверок противопожарного состояния, сертификаты и паспорта систем противопожарной защиты, проектную документацию на объекты, включая проекты организации и размещения всех инженерных сетей, переписку с надзорным органом, в частности, необходимо хранить все отчеты, подтверждающие выполнение предписаний. Необходимо в обязательном порядке учитывать специфику деятельности, как уже говорилось. Например, технологическая документация по пожарной безопасности в школе отличается от аналогичной формы для офиса или банка.

При формировании пакета бланков необходимо помнить, что состав пождокументации регламентируется многими подзаконными актами.

Проверки пожарной безопасности

В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).

Предметом пожарной проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на территориях, в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодно составляемыми графиками пожарных проверок. Ежегодные планы проверок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещаются на официальном сайте МЧС России.

Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки МЧС не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения длительных экспертиз, срок может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Административная процедура проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводится только в форме выездной проверки.

Плановые и внеплановые пожарные проверки

Основанием проведения проверки являетя распоряжения органа ГПН о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.

Проверка должна проводиться только тем должностным лицом органа ГПН, которое указано в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни (иных обстоятельств) проверяющего, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение.

О проведении плановой пожарной проверки уполномоченные должностные лица объекта (руководитель организации или лица, правомочные действовать от имени руководителя), в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения вручается под роспись должностным лицом органа ГПН уполномоченному лицу объекта.

Читайте также:  Что вправе делать специализированные надзорные органы

Что проверяют пожарные при проверке?

При осуществлении плановой пожарной проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

  • соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;
  • выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • наличие документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
  • готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара;
  • правила поведения людей, порядок содержания территорий, зданий.

Непосредственно при проведении проверки должностные лица органов ГПН, при необходимости с привлечением экспертов и экспертных организаций, могут проводить следующие проверки:

Проверка документации по обеспечению пожарной безопасности, а также документов, характеризующих пожарную опасность.

Проверка наличия проектной и исполнительной документации на здания и системы противопожарной защиты.

Обследование территорий, зданий, сооружений, помещений с целью определения соблюдения требований пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности и правил противопожарного режима. При этом пожарной проверке подлежат:

Права и обязанности проверяющих

Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:

запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;

беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);

использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;

привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:

осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;

отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.

При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;

предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;

по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.

Права и обязанности проверяемых организаций

В свою очередь определенный набор прав имеют уполномоченные лица объектов, в отношении которых осуществляется проверка. Так, они могут непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения. Стоит отметить, что присутствовать могут как руководитель организации, так и их уполномоченные представители.

Руководитель или его представители вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц органа ГПН, обжаловать решения и действия должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном порядке;

Лица, в отношении которых проводится проверка, обязаны:

обеспечить присутствие при проверке руководителей или уполномоченных представителей (ответственных за пожарную безопасность);

обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения;

предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты.

Акт проверки пожарных

По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.

В акте проверки пожарных указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) — федеральный государственный пожарный надзор;
  • дата и номер распоряжения на проверку;
  • ФИО и должность лица, проводившего проверку;
  • ФИО и должность представителя объекта, присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки пожарной безопасности представителя объекта, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
  • подписи должностного лица, проводившего проверку.

Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки пожарных заверяется печатью должностного лица органа ГПН.

К акту проверки пожарной безопасности могут прилагаться следующие документы:

решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;

протоколы отбора образцов продукции, проб;

протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;

объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;

предписания об устранении нарушений;

рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);

распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора).

Номер акта проверки должен соответствовать номеру распоряжения о проведении проверки.

Источники:
http://ppt.ru/news/141582
http://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/pravovoe_regulirovanie/proverka_mchs_chto_proveryayut_pozharnye_pri_proverke_organizacij/

Читайте также:
Adblock
detector