Государственный надзорный орган что это

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

1. Государственные органы федерального значения:

— государственного управления — Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федераль­ная налоговая служба, Департамент финансового конт­роля и аудита Минфина России;

здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни — Государственная служба санитарно-эпидемио­логического надзора РФ, Служба ветеринарного надзора РФ, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий РФ и др.;

— труда и социального обеспечения — Государственная трудовая инспекция, Государственная жилищная инспек­ция. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие;

— финансово-кредитных отношений и страхования — Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство России, Министерство финансов РФ, Депар­тамент финансового контроля и аудита Минфина России;

экономики, промышленности, сельского хозяйства и тор­говли — Министерство экономического развития и тор­говли РФ, Государственный комитет РФ по земельной по­литике, Государственная торговая инспекция и др.;

образования и культуры — Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуни­каций РФ;

связи и информации — Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба го­сударственного надзора за связью.

Градация контролирующих органов по указанным сферам об­щественных отношений позволяет, с одной стороны, обозначить группу однородных и близких по своей направленности государ­ственных органов, с другой — глубже понять суть и направлен­ность каждого отдельного государственного контролирующего органа. Правда, некоторые из них по определенным основаниям, могут быть отнесены к двум, а то и трем из перечисленных сфер общественных отношений.

Так как каждого из нас должен интересовать воп­рос, куда расходуются те деньги, кото­рые удерживаются с нас в виде государ­ственных пошлин (например, за выдачу нового паспорта) и налогов: налога на доходы физичес­ких лиц, налога на имущество и т.д. Все суммы этих пошлин и налогов аккумулируются на сче­тах Федерального казначейства и поступают в федеральный бюджет. Затем из федерального бюджета эти средства распределяются по бюджетным учреждениям (организациям, функцио­нирующим за счет федерального бюджета). При­чем выделяются они по принципу адресности и целевого назначения. То есть при выделении средств обозначаются цели, на которые они могут быть израсходованы. Эти цели обозначают­ся кодами бюджетной классификации.

К ним относятся в первую очередь Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН).

Ранее (до 2004 г.) порядок использования средств федерального бюджета проверялся территориальными управлениями в субъектах федерации (КРУ МФ РФ в субъектах федерации).

Структура федеральных органов исполнительной власти изменена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (далее — УП № 314).

В соответствии с п. 13 УП № 314 функции Минфина России по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере переданы Федеральной службе финансово-бюджного надзора (ФСФБН).

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за почтой

Вновь созданная ФСФБН будет осуществ­лять функции осуществления действий по кон­тролю и надзору за исполнением органами го­сударственной власти, органами местного са­моуправления, их должностными лицами, юри­дическими лицами и гражданами установлен­ных Конституцией Российской Федерации, фе­деральными конституционными законами, фе­деральными законами и другими нормативны­ми правовыми актами общеобязательных пра­вил поведения.

Эта служба является федераль­ным органом исполнительной власти и осуще­ствляет надзор по контролю в бюджетно-финан­совой сфере и последующий государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств госу­дарственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в феде­ральной собственности, на территории РФ и за рубежом.

Порядок взаимоотношений федеральных ми­нистерств и находящихся в их ведении федераль­ных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функ­ций устанавливаются Положением о Федераль­ной службе финансово-бюджетного надзора.

2. Главное контрольное управление Президента РФ. Оно дей­ствует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. №.383, функциями которого являются контроль за деятельностью орга­нов контроля и надзора при федеральных органах исполнитель­ной власти.

Основные задачи этого органа: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; коор­динация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок; подготовка пред­ложений по результатам проверок о совершенствовании дея­тельности федеральных органов исполнительной власти; осу­ществление методического руководства аппаратом полномоч­ного представителя Президента РФ в федеральном округе по вышеуказанным вопросам.

3. Счетная палата РФ является по существу высшим орга­ном государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федераль­ного бюджета.

В задачи этого органа входит: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов; определение эффективности или целесообраз­ности расходов государственных средств и использования феде­ральной собственности; оценка обоснованности проектов феде­рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей в ходе исполнения федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных уполномоченных финансово-кредитных учреж­дениях.

Основу всех контрольных мероприятий Счетной палаты РФ составляют ревизии и проверки, проводимые по месту располо­жения проверяемых объектов.

4. Министерство экономического развития и торговли РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий раз­работку и реализацию государственной социально-экономичес­кой политики. Оно наделено контрольными полномочиями в об­ласти регулирования экономических процессов лицензирования отдельных видов деятельности, развития государственного сек­тора экономики, применения государственных цен, внешнеэко­номического сотрудничества и иных направлений этой полити­ки. С возложением на указанное министерство государственного регулирования внутренней торговли оно призвано осуществлять мониторинг внутренних цен, государственный контроль за со­блюдением норм и правил торговли и общественного питания, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также непосредственно проводить ревизии и проверки органи­заций, находящихся в его ведении.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за исполнение 115-фз

5. Министерство финансов РФ является федеральным орга­ном исполнительной власти, обеспечивающим проведение еди­ной финансовой, налоговой и валютной политики страны и коор­динирующим деятельность в этой сфере иных органов исполни­тельной власти.

Министерство, финансов РФ выполняет следующие конт­рольные функции: осуществляет контроль за целевым использова­нием средств федерального бюджета и государственных внебюд­жетных фондов, координирует политику федеральных органов ис­полнительной власти; участвует в разработке порядка и проведе­ния контроля за поступлением доходов от имущества, находящего­ся в федеральной собственности; осуществляет контроль за обес­печением платежеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; организует и проводит пробный надзор и государственный контроль за операциями с драгоценными метал­лами и драгоценными камнями; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии.

Оно занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля и включает следующие подразделения: департамент государственного регулирования финансового кон­троля, аудита и бухгалтерского учета, а также федеральные служ­бы финансово-бюджетного надзора, страхового надзора по фи­нансовому мониторингу. Федеральное казначейство РФ.

6. Федеральная налоговая служба представляет собой еди­ную централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государ­ственного управления. Задачи: контроль за соблюдением нало­гового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодатель­ством РФ.

7. Федеральная таможенная служба обеспечивает непосред­ственную реализацию задач в области таможенного дела и еди­нообразное применение таможенного законодательства на тер­ритории всей страны.

На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в це­лях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их прину­дительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка пере­мещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внеш­ней торговли, а также осуществление международного сотрудни­чества в этой сфере.

Центральный банк РФ выполняет следующие контрольные функции: лицензирование, государственная регистрация и бан­ковский надзор за деятельностью кредитных организаций; ва­лютное регулирование и валютный контроль; проведение ревизий и проверокподведомственных организаций.

9. Судебные и правоохранительные органы (Верховный Суд РФ,Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ) призваны обеспечить систематический контроль за соблюдением всеми звеньями экономики и отдельными лицами действующего зако­нодательства.

10. Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения всеми организациями, учреж­дениями и отдельными лицами действующего законодательства и установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (госавтоинспекция, Государственная санитарная инспекция и др.).

Читайте также:  Кто осуществляет технический надзор за строительством газопровода

Они осуществляют проверки состояния исполнения законов, выявляют факты их нарушения, виновных лиц и сумму матери­ального ущерба, принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причи­ненного материального ущерба.

2. Государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) — относятся такие органы, которые не являются структурными под­разделениями федеральных органов, а формируются и функциони­руют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

3. Негосударственные контролирующие организации:

— союзы потребителей;

негосударственные организации по экспертизе и серти­фикации качества товаров и услуг;

4. Международные контролирующие организации это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций и Европейского союза (МАК — Международный авиационный коми­тет, МСО — Международная организация по стандартам, МСЭ — Международный союз электросвязи).

Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения, использовать помощь специалистов, давать предписания о устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров либо оказание услуг, принимать меры для привлечения виновных в правонарушениях лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Полномочия контролирующих органов являются составной частью правого механизма осуществления контроля.

Механизм контроля включает в себя систему мер, позволяющих контроли­рующим органам:

получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах;

выявлять отклонения от установленных правил и требо­ваний относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности;

принимать — меры по пресечению нарушений указанных правил и требований, восстановлению нарушенных прав и удовлетворению законных интересов лиц, организаций, государства, когда им причинен вред неправомерными действиями;

— принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организации, виновных в нарушениях установленных правил и требований.

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.

Необходимо отметить, что в отличие от аудита и бухгалтер­ского учета в области контроля еще не сложилась система норма­тивного регулирования. Несмотря на это, можно наблюдать оп­ределенную систематизацию нормативного регулирования, ха­рактерную прежде всего для отдельных видов контроля.

Важное место среди законодательных актов занимают кодек­сы: Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ; Кодекс РФ об административ­ных правонарушениях; Трудовой кодекс РФ; Земельный кодекс РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector