Что такое пруденциальный надзор

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Пруденциальный контроль в банках (англ. prudential banking supervision — разумный банковский надзор) — регулирование, включающее систему лимитов и ограничений, накладываемых на банки с целью обеспечения их устойчивости и защиты интересов вкладчиков. Центральный банк устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности.

Под пруденциальными нормами деятельности понимают:

  • предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;
  • нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;
  • требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности (включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности), при регистрации, лицензировании и расширении видов деятельности кредитных организаций.

Надзорные органы при выявлении нарушений пруденциальных норм применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Выбор мер воздействия установлен действующим банковским законодательством.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков:

  • при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, не угрожающем ее финансовому состоянию;
  • при выявлении в данных ее отчетности признаков, свидетельствующих об опасности ухудшения финансового состояния (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств, отказ клиентов от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и другие аналогичные факты);
  • при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Центрального банка в части регистрации кредитной организации, ее лицензирования и расширения сферы деятельности.

Эти меры включают:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обоснованности заключения надзорного органа о тревожном состоянии дел в ней;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложения о предоставлении программных мероприятий, устраняющих недостатки;
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. Основания для принудительных мер воздействия:

  • нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Центрального банка;
  • непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также выявленные случаи, когда совершенные кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов (или кредиторов (вкладчиков)).

Основные принудительные меры воздействия:

  • штрафы;
  • требования об осуществлении кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению, включая предоставление и выполнение плана финансового оздоровления (плана санации);
  • ограничение на проведение кредитными организациями отдельных операций на срок до 6 месяцев;
  • запрет на осуществление банковских операций, предусмотренный выданной лицензией, на срок до 1 года;
  • запрет на открытие филиалов на срок до 1 года;
  • требование замены руководителей кредитной организации;
  • введение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Центральный банк осуществляет пруденциальный контроль в банках через департаменты банковского регулирования и контроля и валютного регулирования и валютного контроля.

Пруденциальные нормы – это нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и Банком России для кредитных организаций в целях обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков.

Пруденциальные нормы образуют нормативную основу пруденциального регулирования и пруденциального надзора. Эти два вида регулирования взаимосвязаны, но между ними есть и различия. Главное, что их различает – это результаты банковской деятельности. Регулирование как бы предшествует банковскому надзору. Банковский надзор подчинен целям регулирования банковской деятельности. Вместе с тем пруденциальное регулирование является таким применительно к деятельности конкретной кредитной организации. Оно направлено на создание таких нормативных условий, при соблюдении которых деятельность каждого в отдельности банка будет соответствовать целям функционирования банковской системы в целом. В этом аспекте пруденциальное регулирование может быть представлено как разновидность надзора за деятельностью банковской системы в целом.

Читайте также:  Какие дела рассматривает надзорная инстанция

Пруденциальное регулирование – это предусмотренная банковским правом деятельность Банка России по установлению определенных экономических требований, финансовых нормативов, требований по представлению отчетности, которые должны соблюдаться кредитными организациями.

Например, пруденциальной нормой по установлению определенных экономических требований является указание ст. 61 Закона о Банке России. В ней, помимо прочего, предусматривается следующее: «если иное не установлено федеральными законами, приобретение (за исключением случая, если акции (доли) кредитной организации приобретаются при ее учреждении) и (или) получение в доверительное управление. в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом более 1 процента акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10 процентов – предварительного согласия Банка России» (ч. 1).

Примером пруденциальных норм, которые устанавливают финансовые нормативы, – требования ст. 62 Закона о Банке России. Она предусматривает ряд обязательных для кредитной организации нормативов:

  • 1) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;
  • 2) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • 3) максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • 4) нормативы ликвидности кредитной организации;
  • 5) нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  • 6) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  • 7) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  • 8) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  • 9) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Числовое значение и методика расчета обязательных нормативов устанавливаются нормативными актами Банка России.

Например, в отношении норматива ликвидности кредитной организации в нормативном акте Банка России предусматривается следующее. В целях контроля за состоянием ликвидности банка, т.е. его способностью обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности. Данные нормативы регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов. Указана также и формула расчета этих нормативов.

Банк России устанавливает нормативы для того, чтобы осуществить пруденциальное регулирование кредитных организаций как субъектов банковской системы. Кстати, это еще раз подтверждает, что банковское право регулирует внутрисистемные отношения в двухуровневой банковской системе. Верхний уровень этой системы – Банк России, нижний уровень – кредитные организации и представительства иностранных банков. О банковской системе речь пойдет далее в гл. 6.

Пруденциальный надзор – это предусмотренный банковским правом надзор со стороны Банка России за соблюдением требований пруденциальных норм.

Пруденциальный надзор может быть двух видов: надзор за функционированием банковской системы в целом и надзор за соблюдением пруденциальных норм в деятельности кредитной организации. Соответственно, при этом используются пруденциальные нормы.

На мой взгляд, в соответствии с тем как различаются пруденциальное регулирование и пруденциальный надзор, следует различать две группы пруденциальных норм: а) регулятивные пруденциальные нормы, б) охранительные пруденциальные нормы.

К первой группе относятся все те нормы, которые устанавливают требования по лицензированию банковской деятельности, по финансовым нормативам, по составу и порядку отчетности кредитных организаций перед Банком России.

Ко второй группе относятся те нормы, которые предусматривают основания, порядок и формы осуществления банковского надзора. Требования, предъявляемые к отчетности кредитной организации, порядок отчетности, – это процедурные нормы, которые регулируют взаимоотношения кредитной организации и надзорных структур Банка России. Они, как и нормы, которые регулируют инспектирование кредитных организаций, относятся к нормам пруденциального надзора. Это регламентация процедур наблюдения со стороны Банка России за тем, как кредитные организации соблюдают требования регулятивных пруденциальных норм.

Процедуры этого наблюдения могут быть различными: документарный надзор, инспектирование, валютный контроль (контроль операций и позиций банков).

В качестве примера пруденциальных охранительных норм можно привести инструкции Банка России, в которых предусматривается порядок проведения проверок кредитных организаций и их филиалов.

Читайте также:  Государственный экологический надзор кто осуществляет

Интенсивность создания пруденциальных норм во многом зависит от конкретной ситуации в банковской системе.

К охранительным пруденциальным нормам относятся и те нормы, в которых предусматриваются санкции за нарушение регулятивных пруденциальных норм. Например, такие санкции закреплены в ст. 74 Закона о Банке России, а также в Инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» от 31.03.1997 № 59, утвержденной приказом Банка России от 31.03.1997 № 02-139 (далее – Инструкция Банка России № 59).

Пруденциальные нормы — это все те нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и Банком России для кредитных организаций в целях обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков.

Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Термины «пруденциальное регулирование», «пруденциальные нормы» используются в нормативных актах Банка России, охватывая и те нормы, которые регулируют требования к отчетности кредитных организаций.

Пруденциальные нормы используются в пруденциальном регулировании и пруденциальном надзоре.

Пруденциальное регулирование — это предусмотренная банковским правом деятельность Банка России по установлению определенных разрешительных требований, финансовых нормативов, требований к представлению отчетности, которые должны соблюдаться кредитными организациями.

Пруденциальный надзор — это предусмотренный банковским правом надзор со стороны Банка России за соблюдением требований пруденциальных норм.

Между пруденциальным регулированием и пруденциальным надзором есть некоторые различия, суть которых — в результатах банковской деятельности. Регулирование предшествует банковскому надзору. Банковский надзор существует не сам по себе, он подчинен целям регулирования банковской деятельности. Однако и пруденциальное регулирование является регулированием только применительно к деятельности каждого в отдельности конкретного банка или другой кредитной организации. Его цель — создать такие нормативные условия, при которых деятельность каждого в отдельности банка будет приведена в соответствие с целями функционирования всей банковской системы. Получается, что пруденциальное регулирование — это разновидность надзора за деятельностью всей банковской системы в целом.

Пруденциальные нормы делятся на две группы:

а) регулятивные пруденциальные нормы;

б) охранительные пруденциальные нормы.

К регулятивным пруденциальным нормам относятся все те нормы, которые устанавливают требования по лицензированию банковской деятельности, по финансовым нормативам, по составу и порядку отчетности кредитных организаций перед Банком России.

К охранительным пруденциальным нормам относятся те нормы, которые предусматривают основания, порядок и формы осуществления банковского надзора. Ко второй группе принадлежат и все правила, которые регламентируют деятельность надзорных подразделений Банка России. Охранительные нормы следует разделить на две группы:

б) процессуальные (процедурные).

Материальные нормы относятся к так называемому материальному праву, а процедурные — к процессуальному. (В юридической литературе по теории права существует мнение, что все право делится на материальное и процессуальное).

Примером материальных норм могут быть нормы банковского законодательства, предусматривающие цели, задачи и функции банковского надзора, основания ответственности, виды санкций, которые могут быть применены к кредитным организациям. Эти нормы затрагивают существенные гражданско-правовые интересы кредитных организаций и их учредителей (участников), а косвенно — кредиторов и вкладчиков. Поэтому нормы материального банковского права устанавливаются федеральными законами. Например, общий размер штрафа, который может быть наложен на кредитную организацию, устанавливается федеральным законом.

В отличие от этого процессуальные нормы, как правило, устанавливаются Банком России. Например, процедура взимания штрафа с кредитной организации, нарушившей пруденциальные нормы, устанавливается нормативными актами Банка России.

Требования, предъявляемые к отчетности кредитной организации, как и сам порядок отчетности, — это процедурные нормы, которые регулируют взаимоотношения кредитной организации и надзорных структур Банка России. Они, как и нормы, которые регулируют инспектирование кредитных организаций, относятся к нормам пруденциального надзора. Это регламентация процедур наблюдения со стороны Банка России за тем, как кредитные организации соблюдают требования регулятивных пруденциальных норм. Процедуры этого наблюдения могут быть различными: документарный надзор, инспектирование и т.п., особенно те, что касаются валютных операций и позиций банков*(30).

Читайте также:  Инженер технического надзора что это

Примером пруденциальных охранительных норм процессуального свойства может служить Инструкция Банка России N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»*(31). В этой Инструкции предусматривается порядок проверок, которые проводятся группами экспертов Банка России с выходом в кредитные организации. Заметим, правда, что с учетом специфики российской банковской системы даже эти процессуальные нормы в своей основе могли бы предусматриваться в банковских законах. Ведь, казалось бы, чисто процедурные вопросы, которые в условиях устойчивой и сложившейся банковской практики не должны привлекать к себе внимания, в условиях той действительности, с которой мы сталкиваемся, требуют законодательного регулирования. В российской печати, начиная с 1996 года, неоднократно поднимался вопрос о конфликтности при проверках крупнейших российских банков. Учитывая это обстоятельство, следовало бы закрепить в федеральном законе основные принципы проведения таких проверок.

В связи с кризисом в банковской системе появилась относительно новая группа охранительных пруденциальных норм. Это нормы, направленные на предупреждение банкротства.

В Федеральном законе от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп.) предусматриваются не только гражданско-правовые нормы, но и нормы банковского права, закрепляющие полномочия Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций и предотвращению нарушения ими банковского законодательства, в том числе нарушения прав вкладчиков*(32). В частности, в п. 2 ст. 3 этого Федерального закона сказано, что «меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных ст. 4 настоящего Федерального закона. Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований принимают необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации. Банк России в случае возникновения указанных оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить временную администрацию»*(33). Указанные меры применяются к кредитной организации, если она не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов; нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала); нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10 процентов (в соответствии с законом нормативы устанавливаются Банком России). Далее, в ст. 4 упомянутого Федерального закона закрепляется перечень оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации*(34).

Bсe эти и другие нормы, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», применяются к так называемым проблемным кредитным организациям.

Указанный Федеральный закон принят в феврале 1999 года. До этого применялись только нормы ГК РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://studme.org/64507/bankovskoe_delo/prudentsialnye_normy_bankovskom_prave
http://studopedia.ru/8_85731_prudentsialnie-normi.html

Читайте также:
Adblock
detector