Что такое надзорное производство в уголовном процессе

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

  1. приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение краевого, областного и приравненного к ним суда – в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда;
  2. судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда, приговор, определение и постановление краевого, областного и приравненного к ним суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке, постановление президиума краевого, областного и приравненного к ним суда – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  3. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;
  4. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
  5. определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

  1. копия приговора или иного решения, которые обжалуются;
  2. копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;
  3. в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.

Пределы прав надзорной инстанции

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса):

  1. оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  2. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  3. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;
  4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  5. отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за соблюдением конституции рф

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда принадлежит подозреваемому, обвиняемому, осужденному, оправданному, их защитникам или законным представителям, потерпевшему, его представителю, а также прокурору. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска . Жалобы (ходатайства) иных физических и юридических лиц о пересмотре в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений, поступившие в суды надзорной инстанции, рассмотрению не подлежат и возвращаются заявителям с разъяснением им уголовно-процессуального законодательства .

Ходатайство прокурора о проверке указанных решений именуется надзорным представлением, а ходатайства остальных участников уголовного процесса — надзорными жалобами (ст. 402 УПК).

Надзорное представление — процессуальный документ, в котором прокурор, поддерживавший обвинение в суде, или вышестоящий прокурор обосновывают необходимость пересмотра (проверки) того или иного судебного решения, вступившего в законную силу. Надзорная жалоба — процессуальный документ, в котором один из участников, указанных в ч. 1 ст. 402 УПК, за исключением прокурора (государственного обвинителя), обосновывает незаконность, необоснованность или несправедливость того или иного судебного решения, вступившего в законную силу.

Суды надзорной инстанции перечислены в ст. 403 УПК. Их система носит достаточно сложный характер в силу того, что она зависит от:

1) уровня нижестоящего суда;

2) характера и содержания обжалуемого решения и т.д.

В порядке судебного надзора могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи; приговор, определение и постановление районного суда; кассационное определение судов областного звена — в президиум соответствующего суда областного звена;

2) судебные решения:

а) указанные в п. 1 ст. 403 УПК, если они были обжалованы в порядке судебного надзора в президиум судов областного звена (уровня);

б) в виде приговора, определения, постановления судов областного звена, если указанные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в кассационном порядке;

в) в виде постановления президиума судов областного звена — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;

3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда; кассационное определение окружного (флотского) военного суда — в президиум окружного (флотского) военного суда;

4) судебные решения:

а) указанные в п. 3 ст. 403 УПК, если они были обжалованы в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда;

б) в виде приговора, определения и постановления окружного (флотского) военного суда, если они не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке;

в) в виде постановления президиума окружного (флотского) военного суда — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

5) определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ; постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания — в Президиум Верховного Суда РФ.

Таким образом, судами надзорной инстанции являются:

1) президиумы судов областного звена и окружных (флотских) военных судов;

2) Судебные коллегии Верховного Суда РФ;

3) Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорные жалоба или представление должны отвечать требованиям, установленными ст. 375 и 405 УПК, т.е. эти уголовно-процессуальные документы должны отвечать требованиям, предъявляемым к апелляционным и кассационным жалобам или представлениям. В отличие от апелляционных и кассационных жалоб и представлений они направляются непосредственно в суд надзорной инстанции.

К надзорным жалобам или представлению обязательно прилагаются:

1) копия судебного решения, которое обжалуется;

2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они были вынесены по данному уголовному делу;

3) копии иных процессуальных и других документов, подтверждающих, по мнению заявителя, в необходимых случаях доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении (ст. 404 УПК).

В соответствии со ст. 405 УПК пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора либо определения или постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 этой статьи.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора и последующих судебных решений, вынесенных в связи с их обжалованием, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела допускаются в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность приговора, определения или постановления суда.

К фундаментальным нарушениям процессуального закона относятся такие нарушения, которые:

1) повлекли за собой постановление приговора незаконным составом суда или вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей;

2) лишили участников уголовного процесса возможности осуществления прав, гарантированных процессуальным законом, на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон либо существенно ограничили эти права, если такие лишения или ограничения повлияли на законность приговора, определения или постановления суда.

Надзорные жалоба или представление должны быть рассмотрены судьей суда надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления. В необходимых случаях судья вправе истребовать любое уголовное дело для решения вопроса о судьбе надзорных жалоб. Уголовное дело должно быть истребовано в каждом случае, когда:

1) возникают сомнения в законности, обоснованности и справедливости приговора или иного обжалуемого решения;

2) содержащиеся в жалобе или представлении доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах.

Решение о рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции без его истребования может быть принято только тогда, когда нарушения, влекущие пересмотр судебного решения, усматриваются из судебных документов и иных материалов, прилагаемых к жалобе или представлению:

1) рассмотрение дела незаконным составом суда;

2) осуждение лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

3) истечение срока давности уголовного преследования и т.п. .

По результатам изучения надзорных жалобы или представления судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано. Председатель суда областного звена, Председатель Верховного Суда РФ или его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении жалобы или представления. В этом случае они отменяют такое решение и выносят постановление о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции для принятия соответствующего решения (ст. 406 УПК).

Таким образом, предварительное надзорное производство по жалобе или представлению осуществляется в два этапа в виде:

1) рассмотрения жалобы судьей суда надзорной инстанции;

2) проверки законности и обоснованности постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы правомочными должностными лицами, указанными в ч. 4 ст. 406 УПК.

В связи с этим надзорные жалоба или представление могут быть приняты к производству судьей вышестоящего надзорного суда лишь в тех случаях, когда:

1) постановлением судьи нижестоящего суда надзорной инстанции в удовлетворении жалобы или представления отказано и председатель или его заместитель, проверив это решение, согласились с постановлением судьи;

2) состоялось решение этого суда, вынесенное в порядке, установленном ст. 407 и 408 УПК .

Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции урегулирован ст. 407 УПК.

Надзорные жалоба или представление подлежат рассмотрению судом надзорной инстанции областного звена в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ — не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения судьей суда надзорной инстанции.

Читайте также:  Что контролируется при проведении проверки организации надзора

О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК, в том числе гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, если жалоба или представление затрагивают их гражданско-правовые интересы.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затронуты жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобами или представлением, а также с постановлением о возбуждении надзорного производства.

Лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования видеоконференцсвязи при условии заявления ими ходатайства об этом. Вопрос о форме участия указанных лиц в судебном заседании должен быть решен судом. Такое ходатайство может быть заявлено перечисленными лицами в надзорной жалобе либо в течение 10 суток со дня получения ими извещения о дате, времени и месте заседания суда надзорной инстанции.

Дело подлежит докладу членом президиума суда областного звена, Президиума Верховного Суда РФ или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание принятых по уголовному делу решений, мотивы надзорных жалоб или представления и постановления о возбуждении в суде надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы. Затем слово предоставляется прокурору для поддержания внесенного им представления. Явившиеся в судебное заседание участники уголовного процесса вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания.

После удаления сторон из зала судебного заседания президиумы судов выносят постановление, а Судебные коллегии Верховного Суда РФ выносят определение.

Решение об отмене или изменении обжалуемого судебного решения принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба, представление считаются отклоненными, за исключением случаев, связанных с решением вопроса о смертной казни.

При рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ надзорных жалобы, представления по делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, эти жалоба, представление об отмене смертной казни и замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за ее оставление проголосуют менее 2/3 членов суда.

Согласно ст. 408 УПК по результатам рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное разбирательство;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

В случаях, предусмотренных п. 2 — 6 ч. 1 ст. 408 УПК, суд надзорной инстанции обязан указать на конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со ст. 409 УПК. К надзорным определению или постановлению предъявляются такие же требования, что и к кассационному определению (ст. 388 УПК). Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление — председательствующим в заседании президиума.

Все процессуальные документы надзорного производства приобщаются к уголовному делу постановлением судьи суда надзорной инстанции, в производстве которого находилось уголовное дело, или постановлением председателя суда тогда, когда судебное заседание назначено по его постановлению.

В основе перечисленных решений суда надзорной инстанции находятся не только жалоба или представление и материалы уголовного дела, истребование которого в этом случае является обязательным, но и дополнительно представленные сторонами документы.

Изменение приговора и последующих судебных решений или их отмена с последующим прекращением уголовного дела на основании дополнительных материалов не допускается, за исключением случаев, когда достоверность подтверждаемых ими фактов не нуждается в проверке судом первой инстанции.

Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности с имеющимися в уголовном деле доказательствами и наряду с ними могут быть положены в основу решения только об отмене приговора, определения и постановления суда с возвращением уголовного дела прокурору либо передачей уголовного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой или второй инстанции.

Таким образом, суд надзорной инстанции по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе отменить состоявшиеся судебные решения и возвратить дело соответствующему прокурору по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 237 УПК .

При принятии решения суд надзорной инстанции руководствуется основаниями к отмене или изменению судебного решения, которые присущи апелляции и кассации (ст. 409 УПК).

Судебные решения нижестоящих судов подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что:

1) определение или постановление суда первой инстанции незаконны или необоснованны;

2) решения вышестоящего суда необоснованно оставляют без изменения, отменяют или изменяют предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу;

3) определение или постановление суда вынесены с нарушением требований процессуального закона, которые повлияли или могли повлиять на их правильность.

Устранение обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 247 УПК, является основанием отмены решения нижестоящего суда (ст. 409 УПК).

Однако полномочия суда надзорной инстанции не безграничны. Эти пределы установлены ст. 410 УПК.

При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалоб или представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме. Если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении.

Возвращая дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции должен указать, в суд какой инстанции он возвращает данное дело.

В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, тогда суд не вправе отменить решения в отношении тех лиц, интересов которых не касались принесенные жалобы, если отмена этих решений может ухудшить их положение.

При направлении дела на новое судебное разбирательство или заседание суд надзорной инстанции вправе дать указания нижестоящим судам. Эти указания суда надзорной инстанции обязательны для исполнения, однако они не должны предрешать выводы нижестоящего суда, связанные с внутренним убеждением судей. Суд надзорной инстанции при направлении дела на новое рассмотрение не вправе:

1) устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;

2) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими;

3) указывать на применение судами первой, второй или надзорной инстанций того или иного уголовного закона и меры наказания.

После отмены первоначального приговора суда или определения суда кассационной инстанции дело подлежит рассмотрению в порядке, установленном гл. 33 — 40, 42 и 45 УПК. Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом рассмотрении дела, может быть обжалован в общем порядке, установленном гл. 43 — 45 УПК (ст. 411).

Внесение повторных надзорных жалоб и представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается. Если из повторных жалоб усматриваются основания для отмены или изменения судебного решения, то должностные лица, указанные в ч. 4 ст. 406 УПК, в пределах своей компетенции могут отменить постановление судьи, возбудить дело в судебном заседании и передать жалобу или представление в суд надзорной инстанции для принятия соответствующего решения .

Надзорные жалоба или представление на приговор, определение или постановление суда, вынесенные после отмены предыдущих решений в кассационном порядке или в порядке надзора, могут быть внесены в общем порядке независимо от мотивов, по которым были отменены первоначальные решения суда (ст. 412 УПК).

Читайте также:  Надзорные каникулы будут действовать

Уяснение природы, сущности и содержания надзорного производства упрощается при рассмотрении его соотношения с кассационным производством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Стадию надзорного производства с двумя другими стадиями: апелляционного и кассационного производства, где проводится проверка судебных решений, объединяют общие задачи. Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

В этих стадиях проводится проверка только вступивших в законную силу судебных решений. Правом обращения в суд надзорной или суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2 УПК.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания. Суд надзорной, как и суд кассационной инстанции, не вправе вынести новый приговор. Этим правом, напомним, наделены только суды первой и второй (апелляционной) инстанций.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен (ч. 1 ст. 412.1 УПК). Он рассматривает в порядке надзора:

  • • судебные решения судов областного уровня, в том числе окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • • судебные решения Апелляционной коллегии, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии но делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
  • • определения Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном, а также в кассационном порядке;
  • • постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Обжалование судебных решений в надзорную инстанцию, как и в кассационную инстанцию, в настоящее время никакими сроками не ограничено.

Обращение Генерального прокурора РФ, его заместителя, прокурора субъекта РФ и его заместителя именуется надзорным представлением. Обращения иных участников процесса — надзорными жалобами.

УПК устанавливает жесткие требования к содержанию надзорных жалоб и представлений, аналогичные требованиям, предъявляемым к кассационным жалобе и представлению (ч. 1 ст. 412.3 и ч. 1 ст. 401.4).

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 412.3 УПК).

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

Надзорная жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 суток со дня их поступления в суд возвращаются без рассмотрения по существу (ст. 412.4 УПК).

Процедура производства в суде надзорной инстанции в целом осуществляется по правилам, аналогичным процедуре кассационного производства.

Сначала надзорные жалобу, представление, приложенные к ним материалы, а также материалы а так же истребованного уголовного дела изучает один из судей Верховного Суда РФ. Законом установлен месячный срок для их изучения и принятия решения. Если же судья при этом истребовал ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения продлевается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК).

По результатам изучения материалов судья выносит одно из двух решений: об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или об их передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель могут отменить постановление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, что состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум принимает одно из следующих постановлений (ч. 1 ст. 412.11 УПК):

  • • об оставлении надзорных жалобы, представления без удовлетворения;
  • • об отмене приговора и всех других состоявшихся судебных решений и о прекращении уголовного дела;
  • • об отмене приговора и всех последующих решений и передаче дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  • • о внесении изменений в приговор, определение или постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы в Президиуме решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равенстве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ. Как вытекает из положений ст. 412.12 УПК, при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. Вместе с тем в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК).

Поскольку Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России, его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК установлено, что Президиум Верховного Суда РФ, отменяя обжалуемые судебные решения, не вправе:

  • • устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  • • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  • • определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора. Таковыми согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК являются только существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, либо выявление данных, свидетельствующих о несоблюдении лицом, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, условий и невыполнении обязательств, предусмотренных соглашением. Принимать решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся прав Президиума Верховного Суда РФ, согласно которому поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения. Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, если но делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному уголовному делу.

Источники:
http://studopedia.ru/8_154523_protsessualniy-poryadok-proizvodstva-v-poryadke-sudebnogo-nadzora.html
http://studme.org/150305/pravo/proizvodstvo_sude_nadzornoy_instantsii

Читайте также:
Adblock
detector