Что такое надзор в уис

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Владислав Викторович Горовой, Виктор Владимирович Горовой

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Владислав Викторович Горовой, Виктор Владимирович Горовой,

Remote supervision of the penal system

УДК 351.746.1 ББК 67.401.132

DOI 10.24411 /2073-3313-2018-10152

ДИСТАНЦИОННЫЙ НАДЗОР В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Владислав Викторович ГОРОВОЙ, научный Виктор Владимирович ГОРОВОЙ,

сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России доцент кафедры уголовного права, уголовного

государственного университета путей сообщения

Императора Николая II Email: gorovoy1969@list.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Описывается практический опыт применения дистанционного надзора Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации.

Ключевые слова: надзор; дистанционный надзор; уголовно-исполнительная система; задачи, решаемые посредством осуществления дистанционного надзора.

Keywords: supervision; remote supervision; criminal-executive system; the tasks to be resolved through the implementation of remote surveillance.

Совершенствование деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, является одной из актуальных задач правовой науки по разработке форм и методов предупреждения преступности.

Реформирование уголовно исполнительной системы России представляет собой многогранный процесс, который происходит поэтапно и осуществляется в русле социально-экономических, законодательных и иных преобразований в государстве и мире.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

базы, отвечающей запросам сегодняшнего дня. В связи с этим одной из основных целей реформирования является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания (УИС), до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития.

Проект преобразования пенитенциарной системы сопровождается глубокой и всесторонней переработкой нормативно-правовых актов деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания1.

1. Совершенствование ведомственного контроля, создание и использование комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов уголовноисполнительной системы.

2. Повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовноисполнительной системы и улучшения условий несения службы.

Читайте также:  Какое количество этапов включает банковский надзор

3. Создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора.

4. Введение мониторинга за поведением осужденных при помощи технологий электронного контроля (видеонаблюдение, электронные браслеты, беспроводные технологии и др.)

5. Реализацию политики сокращения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы за счет использования в работе инновационных технологий.

6. Разработку и реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности службы и создание рабочих мест, оснащенных современными техническими и телекоммуника-

ционными средствами управления процессами охраны, режима и надзора за осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

При условии сокращения штатной численности задачи и функции, возложенные на сотрудников уголовно-исполнительной системы, не изменились и должны исполняться в полном объеме. В результате сокращения штатной численности имеет место ситуация, при которой в ночное время количество сотрудников дежурных смен, заступающих на службу, составляет от 5 до 10 человек, что затрудняет качественный надзор за лицами, содержащимися в учреждениях УИС. Данная проблема также может послужить почвой для возникновения процессов массового отказа от работы, от приема пищи, групповых неповиновений требованиям сотрудников исправительных учреждений ит. д., что может повлечь за собой дестабилизацию оперативной обстановки в учреждении.

Отметим, что в 2009 г. в России при финансовой поддержке Евросоюза был начат эксперимент по внедрению электронных систем контроля над осужденными. В марте 2010 г. постановлением Правительства РФ был утвержден перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора, контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В данный перечень входят:

1) браслет электронный;

2) стационарное контрольное устройство;

3) мобильное контрольное устройство;

5) персональный трекер.

Положительный опыт применения технических средств надзора за лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, несомненно, должен быть использован и в учреждениях УИС, обеспечивающих содержание подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Читайте также:  Какая статья за надзор

Технологическое развитие в настоящий момент позволяет увеличить производительность труда сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) путем внедрения в практическую деятельность различного рода технических средств. Так, наиболее перспективным направлением автоматизации труда в УИС является осуществление надзора за осужденными, отбывающими

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

■ наблюдение за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных в местах их размещения3;

■ осуществление пропускного режима4;

■ проведение проверок наличия подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

■ организация объектового надзора;

■ контроль свиданий подозреваемых, обвиняемых и осужденных с родственниками и иными лицами;

■ контроль за соблюдением персоналом и лицами, посещающими учреждение УИС, установленного порядка взаимоотношений с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

Названные задачи в значительной части можно решить путем применения дистанционного

надзора, что в значительной степени сводится к установлению постоянного контроля за лицами, содержащимися в учреждении УИС, путем применения различного рода технических средств.

При этом необходимо учитывать, что посредством ведения дистанционного надзора могут быть решены и сопутствующие задачи, имеющие большое значение для оперативно-служебной деятельности учреждений УИС:

■ контроль за несением службы;

■ анализ и оптимизация проведения конкретных режимных мероприятий в условиях отдельно взятого учреждения УИС5;

■ учет рабочего времени;

■ формирование и хранение доказательственной базы по правонарушениям и преступлениям, допущенным лицами, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах, персоналом данных учреждений и иными лицами;

■ формирование иной информации о лицах,

содержащихся в учреждении УИС, необходимой для осуществления оперативнослужебной деятельности;

■ возможность использования полученных в ходе осуществления дистанционного надзора материалов на заседания дисциплинарных комиссий, комиссий по профилактике правонарушений и др.

Одновременно с этим необходимо отметить положительные стороны осуществления дистанционного надзора, к которым относится:

■ осуществление постоянного непрерывного контроля за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, вследствие чего повышается качество надзора;

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за туроператорами

■ сокращение количества нарушений, совершаемых подозреваемыми, обвиняе-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

мыми и осужденными, содержащимися в учреждениях УИС;

■ возможность слышать даже незначительные звуки в отдельных помещениях;

■ хранение в архиве аудио- и видеоинформации;

■ сокращение количества круглосуточных постов дежурной смены.

Также необходимо отметить, что ФСИН России располагает положительным практическим опытом осуществления дистанционного надзора, приобретенным в рамках проведения пилотного проекта на территории ФКУ СИЗО-1 УФ-СИН России по Республике Алтай, ФКУ СИЗО-1, 2 УФСИН России по Чувашкой Республике — Чувашии, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю, ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.

В процессе реализации данного пилотного проекта возникли следующие проблемные вопросы:

■ отсутствие штатной численности личного состава дежурной смены для осуществления подмены операторов ПСОТ, обеспечения усиленной резервной группы на случай чрезвычайных происшествий в камерах, оборудованных системами дистанционного надзора;

■ невозможность осуществления дистанционного надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в случае отключения электроэнергии или выхода из строя элементов системы видеонаблюдения;

■ недостаточное техническое оснащение большинства следственных изоляторов УИС, что не позволяет организовать в полной мере несение службы посредством реализации дистанционного надзора.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время производителями как технических средств, так и программного оборудования, предлагается широкий спектр продукции, большая часть которой позволяет эффективно решать названные задачи.

3 Глечян Э.Р. Правовой нигилизм как препятствие правовой социализации: социально-философский аспект / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 5. С. 68-72.

7. Глечян Э.Р. Правовой нигилизм как препятствие правовой социализации: социальнофилософский аспект / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 5. С. 68-72.

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector