Что такое надзор банка за банковским рынком

Понятие и основные направления банковского регулирования

Обеспечение стабильности банковской системы России является одной из приоритетных целей Банка России, поставленных ему законодателем. Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Банковское регулирование и надзор в широком значении понимается как форма управляющего воздействия на банковскую систему России со стороны Банка России, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Президента РФ, иных федеральных органов государственной власти.

Цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы и защита интересов кредиторов и вкладчиков. Таким образом, Банковское регулирование — регулирующее воздействие федеральных органов государственной власти и Банка России на банковскую систему в целях поддержания стабильности и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Направления банковского регулирования составляют:

  • установление порядка создания, регистрации и лицензированиякредитных организаций;
  • осуществление регистрационно-лицензионной деятельности;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
  • осуществление денежно-кредитного регулирования с использованием специальных инструментов и методов;
  • установление правил проведения валютных операций (валютное регулирование);
  • установление правил осуществления расчетов, организация денежного обращения;
  • установление специальных государственных стандартов банковской деятельности (обязательных нормативов).

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности, требовать по ней разъяснения. Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Основными правовыми формами банковского регулирования является издание нормативных правовых актов (нормотворчество), издание индивидуальных правовых актов (решение о государственной регистрации кредитной организации), заключение гражданско-правовых сделок: осуществление валютных интервенций, операции ни открытом рынке, выпуск Банком России от своего имени облигаций, рефинансирование банков, учет и переучет векселей и т. п. Данные формы относят к группе неадминистративных методов банковского регулирования.

Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Обязательные нормативы банков

Обязательные нормативы — закрепленные в нормативных актах правовые средства, применение которых призвано обеспечить надежность и стабильность банковской системы в целом и кредитной организации в частности. Обязательные нормативы являются государственными стандартами банковской деятельности, численные значения которых и методику расчета определяет Банк России. В основу разработки нормативных актов, определяющих стандарты банковской деятельности, были положены эффективные принципы банковского надзора, закрепленные в документах Базельского комитета по банковскому надзору.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
  2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  3. максимальный размер крупных кредитных рисков;
  4. нормативы ликвидности кредитной организации;
  5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Иные нормативы банковской деятельности определены в других нормативных актах. Так, в ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности устанавливаются минимальные размеры уставного капитала вновь регистрируемого банка, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии; в ст. 11.2 указанного Закона определяется минимальный размер собственных средств (капитала) для банка в сумме 180 млн руб.; для получения генеральной лицензии кредитная организация должна иметь собственные средства в размере 900 млн руб.

Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы

Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать. При этом основным методом банковского надзора следует считать невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, а банковского контроля — вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций с целью устранения допущенных нарушений. Реализация банковского контроля происходит в рамках отношений подчиненности с применением определенных санкций за выявленные в процессе надзора банковские правонарушения. Однако законодатель не разделяет эти две стороны управленческой деятельности Банка России и объединяет их одним термином — банковский надзор.

Читайте также:  Что такое рекогносцировочный надзор

Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.

Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ определяется инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И1. Основная цель проверок — оценка на месте общего состояния кредитной организации или отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

  • оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
  • оценка достоверности учета (отчетности);
  • определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;
  • оценка качества активов кредитной организации;
  • оценка величины и достаточности собственных средств;
  • оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля;
  • оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
  • выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.

Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью Банка России. Организация инспекционной деятельности осуществляется Главной инспекцией кредитных организаций Банка России и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Банк России не вправе проводить более одной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности. Повторная проверка может быть проведена, если кредитная организация подлежит реорганизации или ликвидации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России при участии представителей центрального аппарата Банка России в порядке контроля за деятельностью территориальных учреждений ЦБ РФ.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения.

Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям

1. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствии с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, если это специально не предусмотрено нормативными актами, производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений и общего финансового состояния кредитной организации.

Меры воздействия разделены на две группы — предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях возникновения недостатков.

Содержание предупредительных мер включает:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за ее выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. К принудительным мерам воздействия относятся: штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций в случаях, угрожающих стабильности банковской системы и интересам кредиторов и вкладчиков. Как правило, принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания.

Читайте также:  Нужен ли общий надзор

Таким образом, в случае выявления нарушений к кредитным организациям применяются меры воздействия, вид которых определяется надзорным органом исходя из характера допущенных нарушений и обусловивших их причин.

Правильные ответы отмечены +.

1. Выделить факторы, которые определяют конкурентную позицию банка на рынке:

+а) прибыльность банка;

б) частица банка на рынке;

+в) качество банковской услуги;

+д) организация предоставления услуг;

+е) культура отношений банка с клиентурой

2. Выделить факторы, которые определяют формирование спроса клиентов на банковские услуги:

+а) цены (тарифы) на услуги;

+б) принципы предоставления банком услуг;

+в) местонахождение банка;

г) платежеспособность клиентов;

+д) структура персонала банка;

е) принятие новых законодательных актов.

3 Выделить факторы, которые определяют конкурентоспособность коммерческого банка:

+а) часы работы банка;

+б) местонахождение филиалов банка;

+в) спектр услуг, который предоставляет банк;

г) новая услуга (например, предоставление ипотечного кредита);

+д) оперативность и качество обслуживания;

+е) цены на услуги.

4. Какие методы адаптации к изменениям конъюнктуры банковского рынка целесообразно использовать банку:

+а) формирование проса на банковские услуги;

+б) стимулирование сбыта услуг;

+в) изучение спроса на услуги;

+д) изучение конкурентов.

5. Что такое надзор банка за банковским рынком:

+а) анализ банковского рынка;

б) систематическое изучение рыночной ситуации.

6. Выделить показатели присмотра банка за предпринимательским сектором:

+а) ассортимент продукции, которая производится;

+б) численность производителей;

+в) прибыль предприятия;

г) размер оборотного капитала.

7. Выделить критерии присмотра банка за сектором физических лиц:

а) повод для привлечения банковской услуги;

+б) слабая, умеренная, активная интенсивность использования услуг банка;

+в) возраст, род занятий., образование, уровень дохода лица.

8. Как обеспечить долгосрочную результативность деятельности коммерческого банка:

а) наличие портфеля разработок новых банковских услуг для внедрения в работу банка;

б) внедрение новых технологий в работу банка;

+в) исследование путей снижения расходов на банковские услуги;

+г) работа с клиентами и выявление их претензий к предоставлению услуг банку;

+д) улучшение качества услуг банка;

+е) усовершенствование организации работы и управления банком.

9. Выделить факторы выбора рыночной стратегии коммерческим банком:

+а) размер капитала коммерческого банка;

б) возможность предложения банком новых услуг;

в) учет маркетинговой стратегии банков-конкурентов;

+г) развитие активных операций банка.

10. Выделить определяющие характеристики стратегии проникновения на рынок:

+а) предложения нового, ранее непредлагаемой услуги;

б) предложение рынка традиционных услуг (кассовых, расчетных, кредитных);

в) овладение и предложение банком услуг рынка, которые для данного банка являются новыми, но уже существуют на банковском рынке.

11. Выделить характерные черты стратегии развития банком рынка:

+а) создание нового рынка банковских услуг;

+б) создание нового сегмента банковского рынка;

в) предложение рынка нового товара.

12. Выделить главные черты стратегии разработки услуги (продукту) коммерческим банком:

а) предложение банком сформированному рынку традиционной услуги;

+б) предложение рынка принципиально новых услуг;

+в) предложение рынка модифицированной услуги.

13. Определить основные черты стратегии диверсификации банка на рынке:

+а) выход банка с новой услугой на сформированный рынок;

б) выход банка на новый рынок и внедрение своего ассортимента услуг на нем.

+а) лидирующее положение в только что созданном коммерческом банке;

в) возвращение на банковский рынок услуг, которые банк долгое время не предоставлял.

15. Какие типичные стратегии характерный для модели Г. Портера:

+б) стратегия лидерства в сокращении расходов;

+в) стратегия дифференциации;

+г) стратегия фокусировки.

16. Какие запить клиентов удовлетворяют услуги банка:

+а) своевременность предоставления услуги;

б) новость услуги;

+в) качество банковской услуги.

17. Назовите специфические требования к качеству услуг банка:

а) надежность услуги;

в) легкость и оперативность ее получения в банке.

+а) своевременность предоставления;

20. Назовите специфическое требование к качеству услуги, которую предоставляет банк:

+в) легкость и оперативность ее получения

21. Что влияет на ценовую политику банка (проранжируйте по важности):

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №3

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Банковский надзор: подходы к определению понятия.

Достаточно близко к такой интерпретации, находится ряд следующих определений:
-банковский надзор является комплексом взаимосвязанных мер, для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы, а также для обеспечения эффективного управления денежным рынком и платежной системой;
-банковский надзор является комплексом мер по обеспечению законности деятельности банков;
-надзор за деятельностью коммерческих банков представляет собой комплекс мер, для обеспечения постоянного наблюдения и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности банка;

Читайте также:  Кем упраздняются федеральные надзоры

-банковский надзор является комплексом действий, осуществляемых надзорным органом в рамках имеющейся компетенции и в основном, в соответствии с процедурными нормами, направленными на обеспечение стабильности банковской системы и защиты интересов ее кредиторов и вкладчиков.

Банковский надзор представляет собой совокупность мер, осуществляемых соответствующим уполномоченным органом, направленных на проведение проверок и осуществление регулярного наблюдения за деятельностью кредитных организаций, в целях поддержания стабильности и эффективного функционирования банковской системы.

Банковский надзор: критерии классификации. Пруденциальный банковский надзор как вид банковского надзора: общая характеристика и особенности.

Банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям.
1. Общая классификация банковского надзора. В зависимости от предмета надзора следует выделитьфункциональные виды надзора, а в зависимости от субъекта – институциональные.
2. Предметная классификация банковского надзора (функциональная). Банковский надзор классифицируется в соответствии со спецификой нормативного, экономического и финансового содержания банковской деятельности, которая является предметом надзора.
3. Нормативная классификация банковского надзора. Выделяют два вида: общий(юридический) и пруденциальный(финансовый).
4. В зависимости от развития банковской деятельности кредитной организации, следует различать виды банковского надзора:
1) лицензирование банковской деятельности;
2) текущий надзора соблюдением законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.
5. В зависимости от экономического и финансового содержания банковской деятельности различают валютный надзор и надзор, связанный с обслуживанием банками бюджетных счетов.
6. В зависимости от места проведения надзора текущий контроль делится на два вида: дистанционный и контактный.

Пруденциальный надзор – это предусмотренный банковским правом надзор со стороны Банка России за соблюдением требований пруденциальных норм.

Пруденциальный надзор может быть двух видов: надзор за функционированием банковской системы в целом и надзор за соблюдением пруденциальных норм в деятельности кредитной организации. Соответственно, при этом используются пруденциальные нормы.

Пруденциальные нормы — это все те нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и Банком России для кредитных организаций в целях обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков.

Пруденциальный банковский надзор — правовая процедура, в ходе которой орган надзора осуществляет входящие в его компетенцию право на выявление возможных составов правонарушений в деятельности кредитной организации и обязанность привлечения к ответственности за совершенное правонарушение. Пруденциальный банковский надзор состоит из информационной стадии и стадии рассмотрения и разрешения дела о правонарушении. Осуществление пруденциального банковского надзора может обеспечиваться мерами процессуального принуждения.

Предлагается различать следующие процедуры пруденциального надзора:

а) периодическая (обязательная) процедура пруденциального надзора, осуществляемая на основе периодически представляемой отчетности поднадзорным субъектом. Периодическая процедура подразделяется на виды в зависимости от наличия и степени отклонений реальных значений обязательных нормативов от нормативно установленных значений;

б) плановая процедура надзора, осуществляемая в отсутствие признаков правонарушений по инициативе надзирающего органа;

в) специальная процедура надзора, осуществляемая при наличии признаков правонарушения по инициативе надзирающего органа. Специальная процедура надзора подразделяются на виды в зависимости от наличия и степени отклонений реальных значений обязательных нормативов от нормативно установленных значений.

Дистанционный банковский надзор: понятие, общая характеристика. Приведите примеры банковской отчетности, направляемые в ЦБ РФ ежедневно, еженедельно и ежемесячно.

Дистанционный надзор — это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.).

Для решения этих задач в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора — Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях — управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Примеры банковской отчетности:

Процентные ставки по межбанковским кредитам (не действует)

В соответствии с Указанием Банка России от 7 февраля 2017 года N 4282-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности о деятельности, в том числе требованиях к отчетности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственных пенсионных фондов, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского и актуарного заключений негосударственными пенсионными фондами»

Оперативный отчет о деятельности негосударственного пенсионного фонда.

Отчет о составе портфеля собственных средств (имущества, предназначенного для осуществления уставной деятельности)

Отчетность об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций.

Источники:
http://testua.ru/bankovskoe-delo/655-testy-po-bankovskomu-delu.html
http://poisk-ru.ru/s13449t7.html

Читайте также:
Adblock
detector