Что относится к предмету общего надзора прокуратуры

Читайте также:

  1. CТРУКТУРА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ
  2. I. Общий вид
  3. XL Общий стаж юридической деятельности
  4. Административный надзор
  5. Административный надзор
  6. Банк России как орган банковского надзора
  7. В органах Государственного энергетического надзора.
  8. В – Общий показатель, характеризующий волевую организацию личности
  9. Введите URL-адрес, по которому опубликован исходный SWF-файл, содержащий общий ресурс, а затем
  10. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.
  11. ВОПРОС 82 Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда
  12. ВОПРОС№2:Первобытное общество — общий этап в истории человечества. Заселение территории Белоруссии. Основные занятия первобытных людей, их общ строй.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [275] . Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Прокурорский надзор – это основной вид деятельности прокуратуры, выражающий ее назначение и сущность, центральная функция среди других функций прокуратуры. Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то ветви государственной власти, но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей [276] .

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

— соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеназванными органами и должностными лицами.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

К мерам реагирования прокурора на нарушения законности относятся:

1. Протест. Протест приносится в орган, организацию или должностному лицу, издавшим незаконный акт, либо в вышестоящий орган и должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента поступления его в соответствующий орган. Ответ по итогам рассмотрения протеста дается прокурору в письменной форме.

2. Представление. Направляется в орган, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законности. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается письменно.

3. Постановлениео возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Читайте также:  Какой суд рассматривает дела в порядке надзора

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общий надзор органов прокуратуры включает в себя:

а) предмет общего надзора прокуратуры;

б/ методы общенадзорной деятельности прокуратуры;

в/ формы реагирования прокурора на нарушения законности.

Прокурорский надзор, от имени РФ, за исполнением действующих на ее территории законов, осуществляется единой централизованной системой органов Прокуратуры РФ. Например, прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства в субъектах РФ.

Надзор прокуратуры имеет своей целью, обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

— надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов судебными приставами.

Надзорная деятельность орга­нов прокуратуры включает в себя ряд направлений или отраслей, одной из ко­торых является общий надзор прокуратуры.

Предмет общего надзора прокуратуры, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными /законодательными/ и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых ак­тов.

При осуществлении надзора за исполнением законов, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми Правитель­ством РФ. Это прерогатива конституционного контроля. Однако, если принятое Правительством постановление противоречит Консти­туции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ.

Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокуро­рам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении, прини­мать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать на­рушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального за­кона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение зако­нов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нару­шения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных орга­нов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и об­ращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нару­шений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правона­рушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст.21 Федерально­го закона:

— освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых адми­нистративному задержанию на основании решений несудебных органов;

— опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованиями о признании таких актов не действи­тельными;

— вносит представление об устранении нарушений закона. Должностные лица органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Методы общенадзорной деятельности прокуратуры. В целях обеспе­чения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей работе соответствующие методы, к которым относятся:

1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Итогом про­верок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений закон­ности, причин и условий их порождающих, предлагаются меры по их устране­нию. Справки направляются в соответствующие органы, организации для при­нятия мер по устранению выявленных нарушений законности.

2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами и действий должностных лиц, порождающих юридические последствия. Такие проверки осуществляются с целью установления соответствия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, нанесен ли им ущерб.

3. Участие соответствующих прокуроров в заседаниях федеральных орга­нов государственной власти, органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органов местного самоуправления. Участие в таких засе­даниях позволяет прокурору уже на стадии рассмотрения и принятия правовых актов давать им юридическую оценку.

4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности, посту­пающих в прокуратуру, либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие по ним соответствующих мер.

Читайте также:  Кто осуществляет ветеринарный надзор на транспорте

Протест прокурора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессу­альным законодательством РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного /законодательного/ органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных случаях, требующих немедленного устранения наруше­ния закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения про­теста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается про­курору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания со­общается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора Представление об устранении нарушений за­кона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному ли­цу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безот­лагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сооб­щено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора. Прокурор, исходя из характера нарушения за­кона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуж­дении уголовного дела или производства об административном правонаруше­нии.

Постановление прокурора о возбуждении производства об админист­ративном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то ор­ганом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, за админист­рациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Прокурор или его заместитель приносит в вышестоящий суд кассацион­ный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приго­вор, определение или постановление суда.

Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Федеральный закон предусматривает также определенные особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

3. Обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц.

Кроме надзора и контроля определенная роль в обеспечении законности в сфере управления отводится общественному контролю, а также заявлениям и жалобам граждан.

Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти.

Согласно ст. 33 Конституции РФ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять коллективные жалобы и обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно указанного закона, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся: коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

-нарушены нрава и свободы гражданина;

-созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

-незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Она подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Военнослужащий также вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки (пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом):

— три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

— один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Общий сроком рассмотрения жалоб судом установлен 1 месяц и 15 дней по жалобам не требующих отлагательства.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным,обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

1. Сущность и задачи общего надзора

2. Предмет и пределы общего надзора

3. Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора

4. Представление прокурора об устранении нарушения закона

5. Организация работы органов прокуратуры по общему надзору

Список используемой литературы

Для полноценного раскрытия понятия общего надзора прокуратуры, я посчитала необходимым раскрыть ключевые понятия курса, при этом преследуя цель укрепления собственных знаний о прокурорском надзоре.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за почтой

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;

2) самостоятельная отрасль права;

3) учебная дисциплина.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений. По содержанию и структуре состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности.

Акт прокурорского реагирования – это решение прокурора, закрепленное в специальном документе, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;

3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры определяют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры.

Поскольку прокурорский надзор – это одно из проявлений прокурорской деятельности, то и принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одновременно и в качестве принципов прокурорского надзора.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде таких актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения о недопустимости нарушений законов, обращения с заявлениями в суды и др.

Принцип централизации. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

Принцип законности – важнейшее общеправовое начало деятельности всех правоприменительных и правоохранительных органов. Данный принцип проявляется в том, что правовое положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации при осуществлении прокурорского надзора регламентируются соответствующими нормативными актами.

Принцип независимости прокурорских работников. В законодательстве оговорена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Принцип политической независимости. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Для представления населению наиболее полной информации о правозащитной деятельности прокуратуры должны систематически направляться в газеты и журналы для публикации доклады, информационные записки, документы прокурорского реагирования (Сидорова Н. В., Хозова Л. П. Правоохранительные органы РФ).

1. Сущность и задачи общего надзора

Два направления деятельности органов прокуратуры: надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — традиционно именуются общим надзором.

Сущность и назначение общего надзора главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах и сфере государственного управления

Источники:
http://studopedia.org/1-87791.html
http://mirznanii.com/a/36270/prokurorskiy-nadzor

Читайте также:
Adblock
detector