Чем занимается инспекция пробирного надзора

Дата размещения статьи: 12.04.2015

В адрес журнала поступил вопрос: вправе ли инспекция пробирного надзора осуществлять проверку государственного учреждения, ведущего образовательную деятельность? В статье мы рассмотрим, в каких случаях и кем проводится пробирный надзор, а также какие нарушения выявляются по результатам контрольного мероприятия.

Кто подпадает под пробирный надзор?

Для начала отметим, что правоотношения, связанные с обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, регулируются Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Федеральный закон N 41-ФЗ).

В своей деятельности государственные (муниципальные) учреждения могут использовать оборудование, в состав которого входят узлы и детали с содержанием драгоценных металлов. Кроме того, драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии и виде, в том числе в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. К драгоценным металлам относят золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

С учетом ценности драгметаллов они подлежат постоянному контролю со стороны как государственных органов, так и самих организаций.

В соответствии с пп. 8 — 10 п. 2 ст. 13 Федерального закона N 41-ФЗ федеральный пробирный надзор, в частности, включает в себя:

— специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

— постоянный государственный контроль над производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством РФ;

— периодический государственный контроль над производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, ведущих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

В обязанности самих организаций входит соблюдение требований, касающихся учета драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов (п. 6 Правил учета и хранения драгоценных металлов ).

Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731.

При списании оборудования, например, вследствие его физического износа осуществляется выемка узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы.

Собранные лом и отходы драгоценных металлов подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней (п. 4 ст. 22 Федерального закона N 41-ФЗ, п. 3.2 Инструкции N 68н ).

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н.

Кто осуществляет пробирный надзор?

Отметим: внешний контроль над извлечением, переработкой, обращением, учетом и хранением лома и отходов драгоценных металлов возложен на государственные инспекции пробирного надзора (п. 12.2 Положения о Российской государственной пробирной палате при Минфине России, утвержденного Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 327 (далее — Положение N 327)).

Из п. 14 Положения N 327 следует, что учреждения пробирного надзора вправе, в частности:

— проводить ревизии, проверки и обследования во всех учреждениях независимо от организационно-правовых форм, производящих, извлекающих, перерабатывающих, использующих, осуществляющих обращение и хранение драгоценных металлов, а также изделий, их содержащих, их лома и отходов;

— запрашивать и безвозмездно получать от должностных лиц контролируемых учреждений, осуществляющих операции с драгоценными металлами, соответствующие нормативно-технические, бухгалтерские и другие документы, касающиеся поступления, использования, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов, сбора и сдачи их лома и отходов, производить их опечатывание, если предполагается их утрата или искажение содержащихся в них сведений, запрашивать и получать объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении контроля;

— направлять должностным лицам контролируемых учреждений обязательные для них предписания в письменной форме об устранении выявленных нарушений в части производства, использования и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Обратите внимание! Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий, влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, — от 10 000 до 15 000 руб.;

— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Какие нарушения выявляются при проверке?

Как уже было отмечено, организации, в деятельности которых используется оборудование, имеющее в своей комплектации узлы и детали с драгоценными металлами, должны организовать их учет. Аналогичные требования относятся к лому, содержащему драгоценные металлы.

Основные требования к учету драгоценных металлов изложены в Правилах учета и хранения драгоценных металлов и Инструкции N 68н. При проведении проверок инспекцией пробирного надзора выявляются нарушения в части несоблюдения требований, изложенных в данных документах. Приведем некоторые из них.

Читайте также:  Что такое процессуальный контроль следственного комитета

Требования Инструкции N 68н

В нарушение п. 6.3 Инструкции N 68н не заносятся сведения о наличии драгоценных металлов в отдельных видах оборудования при оформлении документации при его поступлении и принятии к учету

Напомним, что сведения о наименовании и массе содержащихся в оборудовании драгоценных металлов отражаются на оборотной стороне инвентарной карточки учета основных средств (ф. 0504031). Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств обычно указывается в технической документации (в паспортах, формулярах, на этикетках, в руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих данных (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) используются данные организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов. В случае когда комиссионно определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в таком оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации

В нарушение п. 6.19 Инструкции N 68н не производилось извлечение деталей и узлов с содержанием драгоценных металлов при демонтаже оборудования, не принимались к учету извлеченные узлы и детали с содержанием драгметаллов

В соответствии с нормами названного пункта необходимо составить акт ликвидации, в котором должны указываться отдельно масса в лигатуре изъятых деталей, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. На основании таких актов приборы и изделия списываются с карточек учета. Изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и чистой массе содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам

В нарушение п. 3.2 Инструкции N 68н не производилась сдача узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов специализированным организациям

Данным пунктом предусмотрено, что собранные лом (пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и (или) их составные части, изготовленные из драгоценных металлов или их сплавов или содержащие их) и отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы или их сплавы, которые образовались в процессе производства и (или) потребления) драгоценных металлов могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно собирающими их организациями или реализовываться либо передаваться на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством РФ

В нарушение п. 4.2 Инструкции N 68н условия хранения узлов и деталей не соответствовали требованиям, установленным нормативными актами РФ

Напомним, что в силу норм данного пункта хранение драгоценных металлов, а также их лома и отходов осуществляется в помещениях, отвечающих требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ.

Кладовые, где осуществляется хранение драгоценных металлов, драгоценных камней, их лома и отходов, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться на замок, пломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами не допускается

В нарушение п. 5.1 Инструкции N 68н отсутствовал контроль над сохранностью драгоценных металлов

В соответствии с данным пунктом в учреждениях должна производиться один раз в год (по состоянию на 1 января) инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, находящихся в эксплуатации и размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), а также в ломе и отходах.

Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из них, а также драгоценные металлы и драгоценные камни, находящиеся в составе любых материальных ценностей. Инвентаризации подлежат также ценности, не принадлежащие предприятию, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, ранее не учтенные

В качестве примера приведем спор, рассмотренный в Постановлении ФАС СЗО от 02.03.2006 N А21-2068/2005-С1. Как следует из материалов дела, инспекция провела проверку бюджетного учреждения, в ходе которой выявила нарушения организации учета, проведения инвентаризации драгоценных металлов, находящихся в материальных ценностях, составления государственной отчетности, организации сбора и учета содержащего драгоценные металлы лома от ликвидации основных средств, приборов и оборудования. По результатам проверки выдано предписание об устранении нарушений.

По мнению учреждения, оно не относится к числу организаций, осуществляющих деятельность по добыче, производству, переработке, использованию в своей деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней, и не осуществляет операции с указанными ценностями.

ФАС СЗО не нашел оснований для отмены предписания, так как из материалов дела следует, что учреждение использует в своей деятельности изделия, содержащие драгоценные металлы. Таким образом, оно обязано выполнять требования законодательства по ведению надлежащего учета, осуществлению инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материальных ценностях, составлению государственной отчетности, организации сбора и учета содержащего драгоценные металлы лома от ликвидации основных средств, приборов и оборудования.

В заключение отметим, что получение, расходование, учет и хранение драгоценных металлов или изделий, их содержащих, сбор лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, осуществляются в соответствии с Инструкцией N 68н. При нарушении ее положений, а также при непредставлении в установленные сроки сведений или представлении недостоверных сведений государственного статистического наблюдения должностные лица учреждения несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (п. 7.2 Инструкции N 68н).

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за сизо

84. О ПРОБИРНОМ НАДЗОРЕ

Пост. СНК СССР 31 декабря 1940 г. (СП СССР 1941 г. № 1, ст. 23)

1. Возложить на Народный Комиссариат Финансов Союза ССР непосредственное руководство пробирным делом на территории Союза ССР.

2. Разрешить Наркомфину Союза ССР организовать в составе Управления драгоцен­ных металлов Главную инспекцию пробирного надзора,

3. Существующие пробирные учреждения на территории союзных республик в городах: Москве, Ленинграде, Харькове, Одессе, Львове, Тбилиси и Ташкенте подчинить непосредственно Наркомфину СССР, реорганизовав их в инспекции пробирного надзора.

4. Разрешить Наркомфину СССР организовать с 1941 года дополнительно инспекции пробирного надзора в городах: Баку, Минске, Новосибирские, Свердловске, Кишиневе, Вильнюсе (Вильно), Риге и Таллине.

5. Утвердить Положение о пробирном надзоре.

I. Общие положения

1. Все предназначенные к продаже бытовые изделия из драгоценных металлов, как изготовленные на территории Союза ССР, так и ввезенные в пределы Союза ССР из-за границы, должны удовлетворять одной из узаконенных (ст. 5) проб и должны быть заклеймены в одном из пробирных учреждений СССР.

Изделиями из драгоценных металлов признаются изделия, изготовленные из сплавов платины, золота или серебра с цветными металлами.

2. От обязательного клеймения в пробирных учреждениях освобождаются:

а) старинные вещи; имеющие историческое или археологическое значение;

б) мелкие насечки (инкрустации) золотом и серебром на оружии, вазах, блюдах, шкатулках и других предметах.

3. Изготовляемые из драгоценных металлов для научных, технических или лечебных целей приборы, инструменты, лабораторная посуда освобождаются от обязательного клеймения в пробирных учреждениях, но должны быть снабжены маркой или именником и соответствующим сертификатом изготовившего эти изделия предприятия, удостоверяющими пробу выпущенных изделий.

4. Достоинство сплава, из которого изготовлены платиновые, золотые или серебряные изделия, определяются пробой, показывающей содержание драгоценных металлов в тысяче весовых единиц сплава.

5. Пробы устанавливаются следующие:

Для ювелирных изделий:

a) для платиновых изделий — 960 (девятьсот пятидесятая)

б) для золотых изделий — 583 (пятьсот восемьдесят третья)

в) для золотых изделий — 750 (семьсот пятидесятая)

г) для золотых изделий — 958 (девятьсот пятьдесят восьмая)

д) для изделий золотобойного производства от 910 до 1000 (от девятьсот десятой до тысячной) и для зеленого золота — 750 (семьсот пятидесятая)

e) для серебряных изделий — 800 (восьмисотая)

для серебряных изделий — 875 (восемьсот семьдесят пятая)

для серебряных: изделий — 916 (девятьсот шестнадцатая).

Для зуботехнической продукции:

а) коронки и все мостовидные работы . 916 пробы

б) штампованные зубы к каучуковым протезам . 916 пробы

в) плакировка . 750 пробы

г) припой . 583, 750 и 833 пробы

д) кламера, съемочных каучуковых протезов . 583 пробы

а) диски . 958 пробы

б) припой . 750 пробы

Примечание. Изготовляемые для зубных протезов диски подлежат обязательному клеймению в пробирных учреждениях.

6. Пробы, которым должны удовлетворять изделия из драгоценных металлов, предназначенные для целей научных, технических и медицинских (приборы, инструменты, лабораторная посуда и т. п.), устанавливаются Народным Комиссариатом Финансов СССР на основании специальных требований заинтересованных ведомств.

II. Руководство пробирным делом на территории Союза ССР

7. Руководство пробирным делом на территории Союза ССР и управление пробирными учреждениями возлагаются на Народный Комиссариат Финансов СССР по Управлению драгоценных металлов.

8. Осуществление пробирного надзора на местах возлагается на инспекции пробирного надзора, подчиненные Наркомфину СССР.

Во главе инспекций пробирного надзора стоят главные пробиреры.

9. Район деятельности инспекции пробирного надзора определяется Народным Комиссариатом Финансов СССР.

10. Главные пробиреры инспекций пробирного надзора назначаются и увольняются Народным Комиссаром Финансов СССР.

III. Функции инспекций пробирного надзора

11. На инспекцию пробирного надзора возлагается:

а) анализ и клеймение платиновых, золотых и серебряных изделий как внутреннего производства, так и ввезенных в пределы Союза ССР из-за границы;

б) взимание пробирной платы за анализы, клеймение изделий и полуфабрикатов по таксам, утвержденным Наркомфином СССР;

в) анализ различных сплавов припоев и монет на платину, золото, серебро и лигатуру, анализ на содержание золота и серебра на позолоченных, посеребренных изделиях и т. п., а также производство арбитражных анализов на платину, золото и серебро;

г) изготовление пробирных реактивов;

д) очистка и плавка золота и серебра для внутренних целей пробирных учреждений;

е) экспертиза пробирных клейм;

ж) надзор за предприятиями, производящими сплав драгоценных металлов, а также выделку, починку или продажу изделий и полуфабрикатов из драгоценных металлов, ревизия этих предприятий и изъятие у них предметов, не отвечающих требованиям настоящего Положения;

з) надзор за ювелирными, часовыми и комиссионными магазинами и т. п.;

и) надзор за скупочными пунктами Ювелирторга;

к) надзор за зубоврачебными и зубопротезными лабораториями, поликлиниками, клиниками, а также кабинетами частных зубных врачей и техников, изготовляющими протезы из драгоценных металлов;

л) надзор за предприятиями промышленности, научно-исследовательскими институтами и лабораториями, перерабатывающими и потребляющими драгоценные металлы, в части проверки норм расхода и потерь, а также хранения и учета их;

Читайте также:  Можно ли выезжать за границу с надзором

м) возбуждение и ведение судебных дел о нарушениях пробирных правил.

12. Плата, взимаемая пробирными учреждениями за анализы и клеймение (п. “б” ст. 11), поступает в доход государства по союзному бюджету.

13. Инспекции пробирного надзора состоят на союзном бюджете Союза ССР.

14. Ревизии и обследования (п. “л” ст. 11) производятся в каждом отдельном случае на основании особых распоряжений главного пробирера инспекции пробирного надзора.

Лицам, производящим ревизии и обследования, предоставляется право составлять акты и протоколы ревизионных обследований. Эти акты и протоколы утверждаются главным пробирером инспекции пробирного надзора.

15. Все ревизионные материалы по выявленным нарушениям пробирных правил для привлечения виновных к судебной ответственности главные пробиреры инспекции пробирного надзора направляют в судебно-следственные органы.

Примечание. При направлении в судебно-следственные органы дел о привлечении к ответственности лиц за фальшивое клеймение должно быть приложено заключение экспертизы Монетного Двора.

IV. Штрафы и взыскания за нарушения пробирных правил

16. На торгово-промышленные предприятия и организации, занимающиеся в установленном законом порядке производством и продажей изделий из драгоценных металлов, а также на лиц, кои, на основании регистрационных удостоверений пробирного надзора, занимаются производством этих изделий (часовые и ювелирные), за нарушение правил пробирного надзора налагается штраф до 500 рублей:

а) за неподачу к установленному сроку регистрационных заявлений;

б) за употребление незарегистрированных марок, штампов, именников;

в) за отсутствие книжного учета по приему и расходу драгоценных металлов, за неправильное ведение книг или квитанций на принятые и отпущенные заказы на изделия из драгоценных металлов, а также за отказ в выдаче счетов на отпущенные металлы и изделия из них:

г) за отпущенные в продажу или сданные заказчику неклейменые изделия, часы и пр.

Все штрафы, указанны в настоящей статье, взыскиваются в судебном порядке и зачисляются в доход государства по союзному бюджету.

Примечания: 1. Книги для учета драгоценных металлов должны быть пронумерованы и прошнурованы и иметь печать предприятия или учреждения, занимающегося производством и продажей изделий из драгоценных металлов, а книги у отдельных зарегистрированных пробирным надзором лиц должны, кроме пронумеровки и прошнуровки, иметь печать местного финоргана.

2. Порядок регистрации определяется специальной инструкцией по применению Положения о пробирном надзоре.

17. Производство торговли изделиями из платины, золота и серебра, а также переработка драгоценных металлов с нарушением правил настоящего Положения преследуются в уголовном порядке, согласно законодательству союзных республик.

18. О всех обнаруженных должностными лицами пробирного надзора нарушениях пробирных правил составляется протокол, а изделия, не отвечающие требованиям настоящего Положения (предназначенные к продаже незаклейменными, имеющие на себе фальшивое клеймо, предметы, отдельные части которых не соответствуют указанной клеймом пробе и т. п.), задерживаются и препровождаются при надлежащей описи в пробирные учреждения.

19. При установлении фактов нарушения, пробирных правил, указанных в п. 18, материал передается в следственные органу для привлечения виновных к уголовной ответственности.

При отсутствии в деле о нарушении пробирных правил признаков уголовного преступления задержанные предметы, но отвечающие требованиям настоящего Положения, либо клеймятся, либо, если невозможно, подвергаются сломке, после чего возвращаются владельцам.

20. Народному Комиссариату Финансов СССР поручается в двухмесячный срок издать инструкцию по применению Положения о пробирном надзоре.

Пробирный надзор — государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов узаконенным пробам. По английски: Assay s supervision См. также: Надзор Драгоценные металлы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

ПРОБИРНЫЙ НАДЗОР — орган, наблюдающий за соответствием товаров стандартным пробам и удостоверяющий это соответствие. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

Пробирный надзор — см. Федеральный пробирный надзор … Энциклопедия права

ПРОБИРНЫЙ НАДЗОР — государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов узаконенным пробам … Юридический словарь

ПРОБИРНЫЙ НАДЗОР — государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов узаконенным пробам … Юридическая энциклопедия

пробирный надзор — государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов узаконенным пробам. * * * см. Федеральный пробирный надзор … Большой юридический словарь

ПРОБИРНЫЙ НАДЗОР — государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов (золота, серебра, платины, палладия) узаконенным пробам. Осн. цель П.н. – не допустить продажи изделий из недрагоценных, низкопробных металлов под видом драгоценных,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ПРОБИРНЫЙ НАДЗОР — государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов узаконенным пробам … Энциклопедический словарь экономики и права

пробирный надзор — орган, наблюдающий за соответствием товаров стандартным пробам и удостоверяющий это соответствие … Словарь экономических терминов

Федеральный пробирный надзор — (англ federal assay sapervision) в РФ вид гос ного надзора, осуществляемого в целях защиты прав потребителей ювелирных и др. бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав … Энциклопедия права

Источники:
http://istmat.info/node/22713
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/123970/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Читайте также:
Adblock
detector