Чем регламентируется технический надзор

Виды строительного надзора заказчика

Различают два вида технического надзора заказчика: общего и специального назначения. При общем надзоре контролируются все виды строительно-монтажных работ. Как часть общего надзора выступает специальный технический надзор, контролирующий отдельные виды строительных, монтажных и специальных работ. Осуществление любого вида технического надзора можно поручать исключительно специалистам, имеющим соответствующую лицензию на ведение подобной деятельности.

Что такое технический надзор заказчика

Применение технического надзора заказчика на каждом этапе строительства, начиная с разработки проекта, поможет избежать всех этих неприятностей. При этом в деятельность подрядчика никто не вмешивается, но за соответствием объемов выполненных работ, их качеством, стоимостью и соответствием существующих норм ведется постоянный контроль.

По поручению заказчика уполномоченные на такие действия лица проводят экспертно-проверочные мероприятия, которые позволяют контролировать ведение работ и качество строительного объекта, помогают своевременно выявить дефекты и подобрать методы для их устранения. Для этого применяются исключительно правомерные действия, способствующие организации надлежащего производства работ, касающихся проектирования и строительствя объекта.

Задачи технического надзора

Существующее положение о техническом надзоре заказчика регламентирует проведение контроля и определяет цели, которые преследуются при проведении надзора:

  • проверяются документы и сертификаты, подтверждающие качество строительных материалов, которые использовались при строительстве;
  • проверяется, насколько правильно подрядчик
  • выполняет правила хранения инструментов и стройматериалов, если правила не соблюдались, то на применение данных материалов может быть выдан запрет;
  • проверяется соблюдение всех правил и нормативов при исполнении работ, контролируется периодичность и пошаговое соблюдение технологических процессов, ведется надзор над соответствием стандартов качества выполненных рабочих операций с требованиями проектной документации;
  • выявляются возможные недочеты в строительном процессе и их последующим устранением, контролируется документация, которая при необходимости возвращается проектировщикам, а после ее переделки ведется тщательная проверка документов до того, как они попадают обратно исполнителю работ;
  • контролируется четкое исполнение качества строительных работ инструкций нормативных актов;
  • лица, осуществляющие технадзор, выявляют факты аварийного состояния на строительных площадках;
  • контролируется соблюдение масштаба и сроков календарного плана строительных работ и операций;
  • проверяется наличие и использование всей необходимой документации, в том числе, согласование геодезических схем с расположением конструктивных составляющих;
  • проверяется соответствие заявленных подрядчиками работ с их фактическим выполнением.

По завершению строительства лица, выполняющие проведение технического надзора заказчика, подводят итоговую оценку построенного объекта: его соответствие требованиям законодательства, соблюдение во время работ требованиям технической документации и его непосредственное введение в эксплуатацию.

Кто может выполнять технический надзор заказчика

При возведении современных строительных сооружений должны привлекаться профессионалы, владеющие всеми необходимыми знаниями. Функциональное предназначение сооружения оказывает влияние на выбор соответствующих материалов и строительных технологий. Нарушение требуемых технологий могут привести к производственным авариям, а при грубых технологических отклонениях могут возникнуть более тяжелые последствия. Современное положение о техническом надзоре помогает организовать контроль над ведением строительных работ, проведение которого регламентируется соответствующими постановлениями и требованиями.

В настоящий момент заказчик чаще всего поручает провести строительные работы компании-застройщику или наемной подрядной организации, имеющим лицензию на ведение строительных работ. Осуществляя технический надзор заказчика за строительством можно повысить ответственность заказчика, повлиять на повышение качества строительства и помочь заказчику уложиться в рамки утвержденной сметы.

Проведение квалифицированного технадзора за строительством, реконструкцией и ремонтов объектов недвижимости на каждом этапе работ способствует исключению нарушений технологии строительства и позволяет сдать в эксплуатацию качественный объект. Осуществлять контроль имеет право представитель заказчика на основании приказа руководителя или инженерная организация, у которой имеется разрешение на ведение надзорных работ. С ней заказчик заключает контракт или соответствующий договор.

К проведению технического надзора заказчика можно привлекать лиц, у которых имеется соответствующее профилю работ высшее образование. Если у проверяющего среднее специальное образование, то у него должен быть опыт работы в данной сфере и определенные знания, что предусматривают действующие законодательные акты.

Цели технического надзора заказчика

Контроль качества должен осуществляться на каждом строительном объекте вне зависимости от его предназначения. Регулярной проверке подвергаются все промышленные объекты, торговые и деловые центры, жилые здания, объекты инфраструктуры и транспортной развязки. Не обязательно проводить технический надзор заказчика для дачных и садовых сооружений и при строительстве частных одноквартирных домов, высота которых не превышает два этажа.

Проведение технического надзора преследует следующие цели:

  • обеспечить строительство без привлечения дополнительных средств, не предусмотренных сметной организацией;
  • проверять целенаправленность использования материалов и строительных конструкций;
  • проконтролировать объем и сроки строительства;
  • следить за высоким качеством строительства.

Но основная цель технадзора заключается в полном контроле над действиями подрядчика и их соответствии с актуальными стандартами и положениями проекта. Параллельно с этим проверяется, насколько все расходы, заявленные подрядчиком, соответствуют утвержденной смете.

Проведение технического надзора

В настоящий момент технический надзор заказчика предусматривает привлечение к надзору рабочей группы, которая должна состоять из разнопрофильных специалистов, среди которых должны быть специалисты по электрическим, сантехническим и вентиляционным сетям, общестроительным работам, обязательно присутствие проектировщика и специалиста, разбирающегося в составлении сметной документации. В зависимости от сложности строительного объекта и требований проекта назначенная группа контролирует проведение строительных работ с требуемой периодичностью.

По ходу проверки составляются отчетные материалы, которые обязательно включают следующее:

  • описание обнаруженных дефектов и недоделок;
  • выдержки технической документации, на основании которых были выявлены нарушения;
  • фотоматериалы, запечатлевшие выявленные дефекты;
  • графики проведения работ;
  • таблицы по подсчету расходных средств.

После окончания строительства члены комиссии по техническому надзору заказчика участвуют в сдаче объекта вместе с приемочной комиссией.

Когда нужно подключать технический надзор заказчика

Лучше всего подключать технический надзор к строительству на начальном этапе. Опытные заказчики делают это еще на этапе проектирования. Это помогает контролировать архитекторов, которые в стремлении создать оригинальный проект выходят за финансовые рамки и создают технически сложные решения. Привлечение на стадии проектирования специалиста по технадзору помогает специалистов реально оценивать поставленную задачу. Иначе коррективы и изменения в проект придется вносить уже на стадии строительства, что может потребовать дополнительных финансовых вложений, повлиять на сроки строительства и допустить появление нежелательных дефектов в строительных конструкциях.

Современное положение о техническом надзоре предусматривает, что если контроль проводится уже после начала строительных работ, то нужно обязательно обследовать весь объект, чтобы своевременно выявить все дефекты и нарушения технологий. Это позволит своевременно их устранить и в дальнейшем снизить риски ухудшения качества строительства.

Нередко проведение технического надзора заказчика заинтересованная сторона назначает при возникновении спорной ситуации с подрядной организацией. В некоторых случаях, когда дело доходит до судебного разбирательства, целесообразно проводить не простой техосмотр, а строительно-судебную экспертизу. Лица, осуществляющие технический надзор, несут ответственность, закрепленную законодательно, за неправильно проведенную оценку, за составление фиктивных актов или их несвоевременное оформление.

Можно сказать, что в настоящий момент Москва нуждается более всего в проведении квалифицированного техосмотра. Это позволяет контролировать реконструкционные и ремонтные работы многочисленных исторических и культурных объектов, которых так много в российской столице. Основная цель проводимых на них работ заключается в сохранении их культурной ценности после проведения ремонта и исправлении дефектов, которые появились с течением времени.

Не менее востребовано проведение технического надзора заказчика при проведении ремонта в жилых домах. Это позволяет профессионально оценить сметную стоимость проекта, качественное и своевременное выполнение ремонтных работ.

Читайте также:  Санитарно-эпидемиологический надзор что это

Стоимость технического надзора заказчика

Вполне естественно, что проведение технадзора требует от заказчика некоторых затрат. Но, учитывая экономию, которую приносит проведение технического надзора заказчика, такие траты вполне себя оправдывают. Периодический контроль на протяжении всего периода строительства позволяет своевременно выявить и устранить дефекты, и после введения здания в эксплуатацию не потребуется изыскивать дополнительные средства для более сложной процедуры их устранения. Кроме того, соблюдение сроков строительства, что помогает выполнить техосмотр, сохраняет рентабельность объекта, что тоже немаловажно. Благодаря постоянному контролю между заказчиком и строительной организацией не возникает никаких конфликтных ситуаций, которые потребуют вмешательства третьих лиц. Как видно, проведение периодического технического надзора на протяжении всего периода строительства помогает обеспечить любому объекту недвижимости высокое качество и бережет немало сил и финансов заказчика.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Утверждено распоряжением Мэра Москвы

от 13 июля 1998 г. № 715-РМ

Заместитель начальника Управления Департамента экономической политики и развития г. Москвы

А.В. Кузьмин

Заместитель председателя Москомархитектуры

Начальник отдела управления подготовки проектирования и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры

В работе приняли участие специалисты Москомархитектуры (Гольдфайн Ю.В., Дронова И.Л.), Управления инвестиционной политики и развития г. Москвы (Страшнов Г.Г.), Управления инвестиционной политики и финансирования из городских источников Комплекса перспективного развития города (Одинцов В.К.), Инспекция Государственного Архитектурно- строительного надзора г. Москвы (Калашников Г.Н.).

2 . Настоящее Положение определяет цели, задачи и методы организации технического надзора заказчика-застройщика, а также его взаимодействия с субъектами инвестиционного процесса (проектировщиком, подрядчиком, инвестором и другими участниками строительства).

Положение разработано с учетом особенностей деятельности технического надзора в условиях г. Москвы.

3 . Утверждено и введено в действие распоряжением мэра от 13.07.98 г № 715-РМ.

1.1 . Технический надзор заказчика-застройщика за строительством зданий и сооружений направлен на систематическую проверку соответствия объёма, стоимости и качества выполняемых строительно-монтажных работ, утвержденным проектам и сметам. строительным нормативам и правилам, Государственным стандартам.

Осуществление технического надзора заказчика для всех объектов строительства обеспечивается юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующую лицензию (сертификат) на введение технического надзора заказчика и разрешение на строительство объекта в инспекции ИГАСН, в порядке, установленном строительными нормами и правилами (СНиП), статья 748 Гражданского кодекса Р.Ф. и настоящим положениями.

Обязанности технического надзора могут быть возложены на структурные подразделения заказчика-застройщика, ремонтные службы или производственно- технический отдел предприятия или организации, а также на стороннюю организацию (инженерную фирму), имеющую соответствующую лицензию (п. 749 Гражданского кодекса Р. Ф.).

1.2 . Работники, ведущие технический надзор, являются ответственным представителем заказчика (застройщика) на строительстве и выполняют свои функции в соответствии с настоящим Положением.

1.3 . Технический надзор заказчика-застройщика осуществляется в течение всего периода вновь начинаемого строительства, реконструкции зданий и сооружений.

1.4 . Работники, осуществляющие технический надзор за строительством объектов различных конструктивных систем и этажности должны не реже одного раза в два года проходить обучение на специальных курсах по строительству этих объектов и иметь удостоверение об окончании курсов.

1.5 . В зависимости от сложности контролируемых объектов за работниками, осуществляющими технический надзор, приказами заказчика закрепляются объекты для ведения технического надзора.

1.6 . Работникам технического надзора не разрешается вносить изменения в утвержденные проекты сметы в процессе строительства.

1.7 . Технический надзор заказчика осуществляется в тесном взаимодействии с авторским надзором проектной организации.

1.8 . На строительство объекта представители технического надзора выезжают в сроки, установленные утвержденным заказчиком графиком.

При возникновении непредвиденных ситуаций, освидетельствования промежуточных и скрытых работ и т.п. посещение объектов представителями технического надзора производится вне графика по вызову представителя заказчика или Инспекции Государственного архитектурно- строительного надзора, других контрольных или надзорных органов, ответственного производителя работ. Вызов осуществляются не позднее, чем за сутки до назначенного освидетельствования.

1.9 . Предписания Инспекции ГАСН г. Москвы по вопросам организации производства и приемки строительно-монтажных работ на строительстве объектов является обязательными для исполнения и подлежат контролю со стороны работников, ведущих технический надзор.

1.10 . Представители технического надзора заказчика ведут записи в соответствующем разделе общего журнала производства работ, выданного и зарегистрированного Инспекций Госархстройнадзора г. Москвы, по объекту в целом или по строительству его части, пусковому комплексу, очереди, (приложение).

Информация о нарушениях при строительстве объекта передается информационную систему Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.

1.11 . Общий журнал работ хранится у подрядчика (генерального подрядчика) до окончания строительства и выдается представителем технического надзора по их требованию.

При сдаче законченного строительством объекта общие и специальные журналы работ передается заказчику и хранятся у него до ввода объекта в эксплуатацию. После ввода объекта в эксплуатацию они передаются заказчиком на постоянное хранение эксплуатирующей организации.

1.14 . Работа технического надзора на подконтрольном объекте заканчивается после решения всех вопросов по вводу его в эксплуатацию и не ранее, чем через месяц после фактического ввода объекта в эксплуатацию (заселения).

2.1 . Основными задачами технического надзора заказчика являются:

— контроль за обоснованием сроков выполнения работ и достоверностью определения сметой стоимости и договорной цены выполняемых работ;

— контроль за строительством зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, включающий в себя систематическую проверку соответствия объема, стоимости, методов, технологии и качества выполняемых строительно-монтажных работ утвержденным проектам и сметам, строительным нормам и правилам, стандартам и другим нормативно-правовым документам;

— контроль за выполнением работ в договорные сроки и вводом в эксплуатацию производственных мощностей и объектов в установленные сроки.

2.2.1 . Контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкции, изделий, материалов и поставляемого оборудования, проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов.

2.2.2 . Принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущение необоснованного увеличения сметой стоимости строительства.

2.2.3 . Проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.).

2.2.4 . Контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;

2.2.5 . Освидетельствование и оценка совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также обеспечение требований по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ.

2.2.6 . Осуществление по мере готовности с участием представителей генподрядной и специализированной (монтажной) организации, а также проектных организаций, промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений.

2.2.7 . Участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, состояния и соответствия проекту поступившего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и приемке.

2.2.8 . Контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ проектно-сметной документации.

2.2.9 . Проведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных строительно-монтажных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных подрядной организацией строительно-монтажных работ затрат на устранение дефектов и переделки.

2.2.10 . Контроль наличия и правильности ведения первичной исполнительной технической документации (исполнительных схем инструментальной съемки смонтированных конструкций, частей зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, общих и специальных журналов работ) и внесенных в нее изменений в связи с выполненными недостатками и дефектами при производстве строительно-монтажных работ.

Читайте также:  Что такое ведомственный пожарный надзор

2.2.11 . Контроль исполнения строительно-монтажными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов государственного надзора, а также требований технического надзора заказчика, относящихся к вопросам качества выполняемых строительно-монтажных работ и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов в целом.

2.2.12 . Участие в проведении рабочими комиссиями (приемочными комиссиями) проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке.

2.2.13 . Участие в освидетельствовании объектов, зданий, подлежащих консервации и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ.

2.2.14 . Участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, инспекциями и комиссиями.

2.2.15 . Извещение органов государственного надзора всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий.

Работники технического надзора обязаны:

3.1 . Способствовать своей деятельностью выполнению графика строительства, утвержденного заказчиком и вводу их в эксплуатацию в установленные сроки, а также активно участвовать в решении вопросов обеспечения объектов материально-техническими средствами, поставляемыми заказчиком (застройщиком).

3.2 . При наличии утвержденной проектной документации, регистрировать строительство в Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы и оформлять разрешение на выполнение подготовительных и основных строительно-монтажных работ, а также ежегодно перерегистрировать переходящее строительство.

3.3 . Передавать подрядной строительной организации утвержденную и зарегистрированную техническую документацию в порядке, установленном правилами о подрядных договорах по строительству, с надписью на каждом чертеже о принятии к выполнению работ, а также разрешения, выданные Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора (п. 2.2 .). Следить, чтобы эти документы постоянно находились на строительной площадке.

3.4 . Контролировать выполнение мероприятий по обеспечению сохранения объектов, расположенных вблизи объектов строительства, предусмотренных в проектной документации.

3.5 . Участвовать, совместно с проектной организацией, в рассмотрении предложений подрядчика по повышению качества, снижению стоимости и сокращению сроков.

3.6 . Участвовать в контроле разбивки и закреплении на участке основных осей зданий и сооружений и опорных реперов, в проверке и приемке детальной разбивки осей зданий и сооружений, а также вертикальных отметок оснований, фундаментов и перекрытий, оформляя приемку актами.

3.7 . Осуществлять технический надзор за своевременностью и качеством выполнения всех строительно-монтажных работ и их соответствием утвержденной проектно-сметной документации, за точным соблюдением строительных норм, правил и технических условий выполнения и приемки общестроительных, монтажных, отделочных и специальных работ, а также особенностей работ, выполняемых в зимнее время.

3.8 . Проверять наличие паспортов, результатов лабораторных анализов и испытаний материалов, деталей и конструкций, применяемых на строительстве; требовать от подрядчика периодической проверки соответствия качества строительных материалов, деталей и конструкций паспортным данным. Участвовать в отборе образцов и следить за получением результатов лабораторных испытаний.

3.9 . Принимать участие в оформлении актов на рекламацию и предъявлять претензии к поставщикам при поставке ими на строительные площадки недоброкачественных строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, не отвечающий требованиям проекта и нормативных актов и дает предложение ИГАСН о запрещении их применения.

3.10 . Принимать участие в освидетельствовании и оформлении актами скрытых и специальных работ, не допуская выполнения следующего вида работ до полписания актов.

Акты на скрытые работы должны быть составлены немедленно после их окончания, если в дальнейшем ходе строительства этот вид работ или конструкций должен быть скрыт.

При крупнопанельном строительстве работники технического надзора совместно с представителями строительной организации обязаны принимать работы поэтажно, составляя акты о правильности установки элементов сборных конструкций, плотности примыкания их к опорным плоскостям и друг к другу, качестве заделки швов, сварных соединений, антикоррозийной защиты и др.

3.11 . Определять объем выполненных работ и принимать их от подрядчика при условии соответствия качества выполнения утвержденным проектам и техническим условиям, а также оформлять акты для оплаты этих работ.

3.12 . Контролировать своевременность и правильность ведения общего и специальных журналов работ, а также своевременность фиксации на отдельном комплекте рабочих чертежей данных об изменениях, внесенных в процессе строительства.

3.13 . Записывать результаты технического надзора за строительством в журнале работ или составлять акты, в которых должны быть указаны:

а) какие отступления от проекта, дефекты и нарушения технических условий при строительно-монтажных работах были обнаружены и по чьей вине произошли;

б) конкретные требования, направленные на устранения выявленных дефектов, отступлений от проекта и нарушений технических условий с указанием сроков их устранения.

3.14 . Следить за своевременным выполнением всех требований и указаний, записанных в журнале работ техническим и авторским надзором, работниками Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы и другими представителями органов Государственного надзора.

3.15 . Следить за правильным проведением подрядными организациями индивидуальных испытаний смонтированного оборудования с надлежащим оформлением их результатов; согласовывать с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией крановых и грузоподъемных сооружений.

3.16 . Участвовать в рабочей комиссии по приемке (заказчиком-застройщиком) от подрядной организации зданий и сооружений, законченных строительством. В случае обнаружения незаконченных работ составлять перечень выявленных недоделок и дефектов, устанавливать сроки их устранения с последующим проведением повторной приемки объекта. Не допускать приемки от подрядчика объектов, не законченных строительством.

Сбор рабочей комиссии входит в обязанности заказчика (застройщика), который назначает председателя и членов комиссии со стороны застройщика и извещает подрядчика и другие заинтересованные организации о времени работы комиссии.

3.17 . Подготавливать совместно с подрядчиком техническую документацию для предъявления законченного строительством объекта Государственной приемочной комиссии.

3.18 . Участвовать в приемке Государственной комиссией объекта и знакомить членов комиссии с технической документацией и актом приемки объекта рабочей комиссией.

3.19 . Не допускать частичного или полного ввода в эксплуатацию объекта без приемки его Государственной комиссией.

В случае обнаружения самовольного ввода в эксплуатацию объекта строительства, технический надзор обязан совместно с подрядной организацией составить акт, в котором указать время, обстоятельство и должностных лиц, виновных в самовольном вводе объекта в действие. Акт направить инвестору (либо заказчику), Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы.

3.20 . Сообщать Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы о случаях консервации и смены подрядной организации.

3.21. Участвовать совместно с представителями строительной организации в ежегодной инвентаризации выполненных работ.

3.22 . Передавать организации, принявшей объект в эксплуатацию всю документацию, составленную в процессе строительства (акты на скрытие работы, акты приемки инженерных коммуникаций и др.), а также акт приемки объекта рабочей комиссией заказчика (застройщика).

Все дополнительные функции выполняются по особому распоряжению (приказу) или по отдельному договору.

3.23 . Контролировать обеспечение своевременного завоза и приемки оборудования на объектах, надлежащего его хранения на приобъектных складах.

3.25 . Совместно с проектными организациями на особо важных объектах разрабатывать и осуществлять программы испытаний ответственных конструкций.

3.26 . Производить проверки устойчивости конструкций зданий в период весеннего оттаивания и соблюдения строительными организациями необходимых мероприятий, обеспечивающих надежность сооружений.

3.27 . Вести учет посещаемости авторским надзором объектов и представлять соответствующую информацию руководству заказчика-застройщика для расчетов с проектной организацией.

3.28 . Рассматривать письма и жалобы граждан по вопросам строительства и качества введенных в эксплуатацию объектов, принимать необходимые меры по устранению отмеченных недостатков, готовить предложения руководству заказчика-застройщика по реализации предложений граждан и ответы на письма в установленные законодательством сроки.

Читайте также:  Кто осуществляет государственный энергетический надзор

Работники технического надзора имеют право:

4.1 . Требовать от строительной организации выполнения работ в полном соответствии с утвержденной проектной документацией, точного соблюдения строительных норм, правил и технических условий на производство и приемку работ. Запрещать подрядной организации применять не соответствующие ГОСТам и техническим условиям недоброкачественные строительные материалы, детали и конструкции.

4.2 . Вносить в журналы работ обязательные для строительной организации требования и указания о качестве строительства, применяемых материалов, деталей и конструкций, а также о соблюдении требований утвержденной проектно-сметной документации.

4.3 . Не принимать к оплате работы, выполненные с нарушением утвержденного проекта, технических условий и правил ведения строительных работ, выполненных с применением недоброкачественных материалов, деталий и конструкций. Требовать немедленного устранения обнаружения дефектов за счет организаций, виновных в их допущении.

4.4 . При возникновении признаков деформации или угрозы разрушения конструкций возводимого здания или сооружения вносить предложения ИГАСН о приостановке строительства, требовать от строительной и проектной организации принятия немедленных мер для предотвращения аварии, безотлагательно сообщая об этом руководству заказчика и подрядной организации, а также инвестору и Инспекции ГАСН г. Москвы.

представителей, осуществляющий технический надзор

Градостроительный кодекс как один из основополагающих документов в сфере строительного контроля и надзора

Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) является базовым документом в рассматриваемой сфере. Согласно ст. 3 данного кодекса градостроительные отношения регулируются:

  • ГрК РФ;
  • законами и иными правовыми актами федерального уровня;
  • законами и иными правовыми актами регионального уровня;
  • актами органов местного самоуправления.

Непосредственно вопросам строительного контроля и государственного строительного надзора посвящены ст. 53 и 54 кодекса соответственно.

В соответствии с ч. 8 ст. 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными документами на уровне РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 было утверждено положение о проведении строительного контроля.

Если в соответствии с ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль осуществляется заказчиком и иными указанными в данной норме лицами, то государственный строительный надзор осуществляется представителями госвласти в соответствии со ст. 54 ГрК РФ.

Согласно ч. 8 ст. 54 ГрК РФ Правительство РФ устанавливает порядок проведения государственного надзора. Такой порядок определен положением об осуществлении государственного стройнадзора в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 (далее — положение о стройнадзоре).

Положение о строительном надзоре

Порядок надзора за строительством, осуществляемого государством, регулируется, как было указано в предыдущем разделе, положением о стройнадзоре. При этом законодательство о защите прав организаций при проведении проверок применяется, но с учетом особенностей, установленных градостроительным правом.

Согласно п. 2 положения о стройнадзоре надзор осуществляется:

  • при строительстве, когда экспертиза документации обязательна;
  • реконструкции с обязательной экспертизой документации.

Ростехнадзор и Минобороны осуществляют стройнадзор в отношении:

  • объектов атомной энергетики;
  • опасных объектов производства;
  • линий связи;
  • объектов инфраструктуры военного назначения.

Государственный стройнадзор большинства остальных объектов осуществляется региональными органами власти.

С 01.01.2018 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.10.2017 № 1294 при организации регионального строительного надзора применяется риск-ориентированный подход, при котором количество проводимых проверок за период строительства/реконструкции здания, сооружения будет зависеть от уровня риска, присвоенного возводимому объекту.

Когда строительство завершено, производится проверка соответствия строительства техрегламентам и проектной документации, в случае положительного завершения которой выдается заключение о соответствии, являющееся в дальнейшем одним из оснований для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

ВАЖНО! ВС РФ признал недействующими нормы положения о стройнадзоре, согласно которым надзор проводится также в отношении жилых домов этажностью не более 3 этажей, предназначенных для проживания одной семьи (решение ВС РФ от 10.04.2008 № ГКПИ08-547, определение кассационной коллегии ВС РФ от 08.07.2008 № КАС08-309).

Административный регламент Ростехнадзора № 38 о строительном надзоре

В настоящем разделе статьи будет рассмотрен административный регламент Ростехнадзора № 38 о строительном надзоре — один из ключевых актов в рассматриваемой сфере.

Административный регламент по исполнению Ростехнадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного стройнадзора… (далее — регламент о стройнадзоре) утвержден приказом Ростехнадзора от 31.12.2013 № 38. Данный регламент касается возведения и реконструкции объектов капстроительства следующих категорий:

  • межрегиональное строительство (от 2 субъектов РФ);
  • строительство для посольств, консульств и зарубежных представительств РФ;
  • строительство, например, на территории континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ;
  • строительство военных объектов;
  • строительство, предполагающее гостайну.

Помимо указанных категорий, контроль в соответствии с регламентом осуществляется также, в частности, применительно к автомобильным дорогам федерального значения.

В разделе V регламента определена возможность обжалования действий проверяющих во внесудебном порядке. Согласно п. 158 регламента срок для рассмотрения жалобы составляет 1 месяц. При запросе дополнительных документов возможно продление сроков, но также не более чем на месяц.

О других документах, издаваемых Ростехнадзором в сфере строительства, в частности относительно деятельности СРО, читайте в нашей статье по ссылке: Установлен перечень документов, которые должны разработать СРО строителей.

Акты региональных госкомитетов (ГК по жилищному и строительному надзору) в рассматриваемой сфере

На уровне субъектов РФ принимаются соответствующие регламенты органов власти, осуществляющих строительный надзор, например:

  • административный регламент ГК Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору по предоставлению госуслуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство…, утв. ГК РБ по жилищному и строительному надзору от 18.05.2015 № 368;
  • административный регламент по исполнению управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) госфункции по осуществлению регионального государственного стройнадзора…, утв. приказом управления госстройжилнадзора РС (Я) от 20.04.2015 № 40;
  • административный регламент исполнения ГК Псковской области по строительному и жилищному надзору госфункции по осуществлению регионального государственного стройнадзора, утв. приказом ГК ПО по строительному и жилищному надзору от 09.07.2014 № 399-ОД.

Региональные регламенты (на примере административного регламента министерства строительного комплекса МО по исполнению госфункции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства, утв. распоряжением МС МО от 27.12.2016 № 428) регулируют следующие вопросы:

  • базовые принципы и применяемые нормы;
  • то, каким образом осуществляется соответствующая госфункция;
  • особенности отдельных процедур, в том числе совершаемых в электронной форме;
  • досудебный порядок оспаривания действий и решений контролирующих органов и их должностных лиц.

Нормативные правовые акты в сфере технического надзора

Согласно пп. 1, 2 ст. 4 указанного закона законодательство о техрегулировании и контрольной деятельности в этой сфере состоит, помимо данного закона, также из не противоречащих ему законов и подзаконных актов федерального уровня.

Итак, нормативная основа проведения строительного контроля и технического надзора весьма разветвленная. В настоящей статье были представлены базовые документы, такие как Градостроительный кодекс, утвержденное Правительством РФ положение, принятый Ростехнадзором регламент и регламенты региональных органов власти, осуществляющих соответствующие надзорные полномочия. Учет положений данных документов в организации работы предприятий строительного сектора позволит наладить оптимальное взаимодействие с проверяющими органами в установленных правовых рамках.

Источники:
http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/6/6864/
http://rusjurist.ru/stroitelstvo/normativnye_dokumenty_stroitelnyj_kontrol_i_tehnicheskij_nadzor/

Читайте также:
Adblock
detector